Учитель-логопед

Консультация на тему: «Развитие зрительно-пространственных представлений у детей»

Игры для закрепления поставленного звука

Чем занять ребенка в Новогодние каникулы

Подошло к концу первое полугодие — очень важное как для родителей, так и для детей. Совместно с Вами была проделана большая работа по преодолению нарушения звукопроизношения. Почти у всех детей появились в речи звуки, ранее им недоступные.

Впереди   нас ждут новогодние каникулы, и  есть возможность отдохнуть, набраться сил! Перед каникулами мне бы хотелось дать некоторые рекомендации. Звуки поставлены и введены в речь, но если не контролировать речь ребёнка, он легко может их вновь утратить, и всё придётся начинать сначала. Работайте по домашней тетради — в ней есть весь речевой материал, который нужно использовать для закрепления звуков в речи.

Выделите время речевым играм и общению с ребенком. Вы можете:

— Рассказать ребенку о том, какой праздник скоро наступит и как он празднуется в России;

— Украшая вместе новогоднюю ёлку, можете вместе  поговорить  о елочных игрушках, обратить внимание на их внешний вид и материал, из которого они сделаны, назвать их, сравнить  игрушки старые и современные  и т.д.;

— Вспомнить, кто приходит в гости на Новый год и приносит подарки;

— Вместе вспомнить, сколько месяцев в году, сколько времен года, поиграть в игру «Что сначала, а что потом? »;

— Составить рассказ (из личного опыта) «Как я украшал новогоднюю ёлку», «Как я встретил Новый год», «Почему я люблю зиму» и т.д..

— Поиграйте в игру «Подбери 5 слов и ответь на вопрос»:  ёлка(какая?) — …, праздник(какой?) — …, ёлочные игрушки(какие?) — …, Дед Мороз(какой?) — …, Снегурочка(какая?) — …, ребята(какие?) — …, подарки(какие?) — …, зима (какая?);.

— Поиграйте в игру «Назови ласково»:  Например, СНЕГ – СНЕЖОК, ВЕТЕР — ………, МОРОЗ — ………СОЛНЦЕ — ……., ДЕНЬ-.

— Совместно с ребенком можете изготовить в домашних условиях несколько елочных игрушек.

— Вспомнить новогодние стихи и песни.

Читайте ребёнку книги. Пусть это занятие войдёт у вас в привычку. Просите ребёнка  пересказывать текст. Интересуйтесь у него,  что он думает о героях, об их поступках. Какой он бы хотел, чтобы был конец у рассказа. Так у ребёнка будет постоянно развиваться связная речь,  и обогащаться словарный запас.

Чаще говорите с ребёнком, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.

Желаю успехов!

Как учить стихи

Мы легко запоминаем то, что эмоционально «пережили». Заучивать наизусть всегда трудно. Рекомендуем, превратить заучивание стихотворений в интересную и полезную для развития речевой и эмоциональной сферы ребёнка игру.

Вот несколько советов, следуя которым вы поможете ребёнку легко «пережить» и запомнить содержание поэтического текста.

Советы

Играем с мячом – развиваем речь

Домашняя игротека

В дошкольном возрасте у детей совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.

Усвоение словарного запаса и грамматического строя происходит успешно, когда ребенок сопоставляет и связывает услышанное слово со значением предметов и действий. Таким образом, речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов.

Рекомендую дома поиграть в речевые игры:

Игра «Угадай по описанию»

(Усложнение: добавляются существительные: киви, айва, персик, абрикос, авокадо, хурма, косточка)

Цель: расширение объема словаря предметов и признаков. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.

Оборудование. Набор картинок по лексической теме.

Содержание:

1 Вариант

Перед детьми выкладывается ряд изображений предметов (лимон, слива, груша, банан, вишня, яблоко, абрикос, персик, киви, айва и др.). Взрослый дает следующее описание фрукта: «Коричневый, овальный, мохнатый, внутри зеленый». Ребенок выбирает нужную картинку и называет фрукт. В случае затруднений с ответом взрослый просит ребенка: сначала назови все овальные фрукты. (Ребенок называет, остальные картинки убирают)

2 Вариант

Ребенок дает описание предметной картинки (фрукта или овоща), остальные дети отгадывают. Нужно, как можно больше подобрать определений.

Красное, круглое, сладкое, сочное, спелое.

Зеленый, длинный, пупырчатый, продолговатый.

Игра «Фруктовый сок»

Задачи: Учить образовывать от существительных прилагательные, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, согласовывать числительные с существительными.

Оборудование: вырезанные стаканы с коктельной соломкой и изображением фруктов.

Ход игры: Взрослый  предлагает ребёнку утолить жажду – попить сока, раскладывает перед ним стаканы. Затем предлагает отгадать загадку о фруктах. Если ребёнок отгадывает, то берёт стакан с изображённым фруктом. Затем выполняет дыхательное упражнение: «пьёт сок через соломинку (имитация)». Например: сок апельсиновый, 0н оранжевого цвета, на вкус кисло – сладкий, приятный, освежающий и тд.

Учим ребенка пересказывать короткие рассказы

Заботливые родители рано начинают читать своим детям  детские рассказы, стихотворения и сказки.

Но, чтобы речь ребенка  стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских рассказов недостаточно, необходимо учиться пересказывать. Именно пересказ вызывает наибольшие трудности у детей в начальной школе.

Предлагаю вашему вниманию короткий рассказ, с помощью которого легко можно научить ребенка пересказывать тексты.

«Урожай»

У Маруси есть фруктовый сад. Там растут яблони и груши. На деревьях поспели фрукты. Маруся собрала яблоки и груши. Девочка отнесла урожай маме. Мама сварила вкусное яблочное варенье. Маруся угостила вареньем своих друзей. Ребята поблагодарили Марусю.

До начала чтения рассказа объясните ребенку смысл трудных слов (урожай). Если ребенок плохо знаком с тем, о чем пойдет речь в рассказе, то проведите небольшую беседу, подводящую малыша к содержанию произведения.

Прочитав короткий рассказ, задайте вопросы с целью выяснить, понял ли его ребенок. Только после этого попросите пересказать прочитанное. При этом на разных ступенях обучения пересказыванию применяются различные виды пересказа:

  • Вы пересказываете прочитанное, а ребенок вставляет слово или предложение.
  • Если ребенок пересказывает с большими паузами, то задавайте наводящие вопросы.
  • Перед началом пересказа вы составляете план рассказа (в виде картинок или схем).

Пересказ организуется по очереди, когда ребенок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он заканчивает.

Этот вид работы помогает выработать у ребенка устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за его речью.

Пословицы в развитии речи дошкольника

Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми. Чаще всего они применяли пословицы в старших группах.

Почётное место в истории дошкольного воспитания занимает Аделаида Семёновна Симонович. Она рекомендовала знакомить малышей с пословицами до чтения и письма, как только дети начнут понимать мысли, научатся выражать их.

В возрасте шести семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, всё чаще и чаще у них возникают вопросы почему? отчего? зачем? Именно поэтому Симонович рекомендовала знакомить с пословицами детей старших групп дошкольного возраста. В пословицах и поговорках находится « мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления».

Методы применения пословиц:  Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать боле сложные, « от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям ».

К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям.  Родителям  необходимо широко использовать этот вид фольклора, органически увязывая его со всей жизнью детей: про слишком шумно бегущего ребёнка можно заметить: «Конь бежит – земля дрожит». Или зимой при одевании: «Береги нос в большой мороз», при быстро выполненной, но некачественно работе можно сказать: «Поспешишь –людей насмешишь».

Иногда пословицы надо давать с пояснениями. Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит,  когда говорят: «Мастер на все руки!» Естественно,  что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» и др.

Очень важно, чтобы родители сами имели запас пословиц и употребляли, вспоминали бы их к какому – либо случаю. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если родители, бабушки, дедушки сами употребляют пословицы, то это, несомненно, воспримут и дети. Во время экскурсии в лес очень важно вспомнить пословицы о лесе, о птицах, о диких животных. На эту тему есть огромное количество пословиц, доступных для детей. Есть пословицы почти обо всех видах деревьев, о диких животных, о птицах.

В настоящее время речь многих  детей имеет дефекты: неправильное звукопроизношение, искажение звуков,  замена одних звуков другими и т.д. В дошкольный период возможно исправить почти все недостатки в речи. Задача родителей – не оставаться безразличным к неправильной речи. Исправление речи – процесс длительный, он требует систематической работы и в семьях, и в детском саду, и со специалистами – логопедами. Вспомогательную роль могут сыграть в этом деле и народные пословицы.

Например, пословицы для звуков  Ж и Ш:

«Дружба дружбой, а служба службой»;

«Небо даёт дождь, а земля рожь»;

«Хоть хлеба и хороши, а пашню паши»

«У хорошего хозяина нет плохой лошади»;

«Тише едешь, дальше будешь»

Для звуков С, З, Ц:

Каковы сани, таковы и сами.

Не всё то золото, что блестит.

Назвался груздем – полезай в кузов.

Кушать хочется, да лень ворочаться.

Для звуков Ч, Щ:

Человек неученый — что топор неточеный.

Где щи – там и нас ищи.

Для звуков Л и Р:

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

Кончил дело – гуляй смело.

Материал подготовила учитель-логопед Двойнева Елена Сергеевна