Особенности знакомства детей с профессиями в разном возрасте

Труд – это средство всестороннего развития личности. А результат в труде – это обязательный компонент нравственного воспитания детей в дошкольном учреждении.

Главной задачей раннего ознакомления детей с профессиями – это вызвать у них эмоциональное отношение к труду, дать им возможность проявить себя в различных сферах деятельности. Дети приобретают новые навыки, учатся уважать труд каждого человека, расширяют кругозор и открывают в себе новые возможности, интересы и увлечения.

Именно в дошкольном возрасте дети узнают, насколько много в мире разнообразных профессий:

3 года:

  • Ознакомление с базовыми понятиями о труде взрослых людей (напрямую знакомятся с работой нянечки, медсестры, врача, водителя, повара).
  • Организация ролевых игр, в которых есть отражение работы взрослых и их наиболее лёгких действий (к примеру, шофер сидит за рулем машины и осуществляет перевозку пассажиров или груза).
  • Приобретение детьми навыка взаимодействия с другими воспитанниками во время игр.

4 года:

  • Проявление заинтересованности к профессиям взрослых, обучение детей наблюдать за тем, как работают близкие люди и общению с окружающими.
  • Знакомство детей с профессией врача, парикмахера, повара, продавца и прочими, при этом надо уделить больше внимания тому, что именно они делают и к чему приводит их работа.
  • Малышей учат взаимодействовать с другими воспитанниками в процессе сюжетно-ролевых игр, где принимают участие 2-3 ребёнка (например, водитель и пассажиры, врач с медсестрой и пациент, воспитатель с нянечкой и малыши).
  • Прививается бережное отношение ко всему, что сделано руками других людей. Ребёнок должен понять, почему чужой труд надо ценить и обращаться с ним осторожно.
  • Ознакомление детей с профессиями, которые строятся на уходе за растениями и животными (цветовод, флорист, ландшафтный дизайнер, селекционер, ветеринар, орнитолог, кинолог и прочие). Приобретение навыка коммуникации и хорошего отношения к природе.

5 лет:

  • Более глубокое ознакомление детей с работой сотрудников детского сада.
  • Продолжается формирование понимания о различных профессиях (кассир, почтальон, охранник, учитель и прочие).
  • Придание сюжетно-ролевым играм о профессиях более глубокого смысла, детям даётся возможность самим придумывать различные ситуации.
  • Пробуждение у детей заинтересованности к играм строительно-конструктивного направления: сооружать разнообразные постройки (мосты, дома, магазины, гаражи и так далее).
  • Оказывать ребёнку помощь в социальных взаимоотношениях (подборе интересующего образа, профессии), развитие эмпатии.

6 лет:

  • Увеличение количества знаний о каждой профессии. Больше внимания требуется уделить результатам работы и её значимости для социума.
  • Подытожить знания детей о профессиях из сферы строительства и агрономии, среди которых плотник, маляр, каменщик, комбайнер, овощевод, животновод и прочие.
  • Прививать уважительное отношение к любом труду и человеку, который работает на благо общества. Способствовать появлению у ребёнка желания трудиться.
  • Помощь в развитии навыка создания творческих комбинаций разнообразных ситуаций во время организации нового сюжета для игры. Формирование правильного взаимодействия с другими участниками процесса.
  • Делать сюжет в играх на основе реальных событий из жизни (поликлиника, супермаркет, салон красоты, школа, почтовое отделение), из сказок, мультфильмов, собственного воображения.

7 лет:

  • Более подробное знакомство детей с технологическим прогрессом – с устройствами и машинами, которые использует человек в быту и на предприятиях, для облегчения своей работы (принтер, компьютер, робот-пылесос, стиральная и посудомоечная машины, медицинское оборудование и прочее).
  • Частичное знакомство детей с профессиями автомобильной, аэрокосмической, медико-фармацевтической областей.
  • Расширение понятий о различных видах деятельности (преподаватель, спасатель, учёный и тому подобное). Увеличение знаний детей о разнообразии деятельности на предприятиях (строительство, шитьё, изготовление пищевых продуктов, электроники) и в сфере сервисного труда (торговля, медицина, общественное питание и т. д.).
  • Объяснение взаимосвязи между различными профессиями (к примеру, строитель и дизайнер, фермер и продавец).
  • Усложнение игрового процесса, в ходе которого дети знакомятся с профессиями. Развитие у воспитанников навыка выбирать тему игры без помощи взрослых, придумывать ситуации, основываясь на том, что они видят при изучении работы окружающих их людей.
  • Освоение навыка создания новых игровых сюжетов с учётом мнения других игроков.
  • Воспитание положительного и сознательного отношения и уважения к работе родителей и близких людей, в числе которых бабушки, дедушки, дяди и тети и так далее.

 

Подводя итоги тематической недели «Профессии», ребята из подготовительных к школе групп «Рябинка» и «Малинка» с помощью педагога-психолога посетили город «Мастеров», где поиграли в игры на внимание «Найди все предметы» — дети определяли к какой профессии относится той или иной предмет. Поиграли в игру «Что сначала, что потом», где помогли кукле Кате, пропылесосить свою комнату.

Рассматривая картинки к загадкам о профессиях, закрепили пространственное представление (слева, справа или в середине).

С помощью «игры-путаницы» тренировали зрительное внимание, зрительно-моторную координацию, совершенствуя предметные представления о профессиях- врач, официант, садовник, артист.

Сплоченный коллективный труд помог ребятам быстро и без ошибок выполнить все задания, приготовленные психологом по теме «Профессии».

Материал подготовила:

Пивнева Анна Александровна

педагог-психолог