Развитие речи

В этой теме 18 ответов, 7 участников, последнее обновление  Elena 2 мес. назад.

Просмотр 4 сообщений - с 16 по 19 (из 19 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #47992

    Elena
    Участник

    Здесь нельзя сказать однозначно. Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. Однако, если у ребенка сильные проблемы с речью — по одним книгам речь не исправить. Нужны знания и специальное оборудование.

    Например, для постановки звуков, которые ребенок не произносит, используются постановочные логопедические зонды, без них очень сложно научить ребенка произносить звуки. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Тем не менее, если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.

    Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития.

    #47997

    Elena
    Участник

    Рекомендую упражнения для развития  речевого дыхания

    «Дровосек»

    Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком».

    Быстро поднять руки — вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор»,

    произнести — ух! — на длительном выдохе.

    «Вьюга»

    Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели.

    Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга

    стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.

    «На берегу моря»

    Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите как бегает волна: с-с-с.

    Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.

    «Эхо»

    Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается : аа-а-а. Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио. и т. д. и

    отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя! ».

    «Пузырь»

    Несколько детей стоят наклонив головы вниз, взявшись за руки. Затем, медленно

    поднимая головы и руки, приговаривают: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

    оставайся такой, да не лопайся. » По сигналу педагога: «Пузырь лопнул! » Дети

    медленно опускают головы и руки, длительно произнося с-с-с. или ш-ш-ш., подражая

    выходящему воздуху. Следить, чтобы при произнесении звука дети не надували щеки

    (пузырь выпускает воздух, а не надувается.) .

    «Ворона»

    Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны

    вверх — вдох, медленно опустить руки — выдох. Произнести «ка-а-ар!»

    «Приятный запах»

    У педагога два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например ландыши,

    фиалка, сирень. Цветы можно заменить фруктами с определенным запахом (апельсин,

    лимон, яблоко) или листьями (смородины, тополя, черемухи). Ребенок нюхает цветок и

    на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т. д.

    «Произнеси чистоговорки»

    Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «На пригорке,

    возле елки, жили тридцать три Егорки». Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз

    Егорка, два Егорка, три Егорка».

    «Снег»

    Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым

    превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены

    и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого

    упражнения.

    «Кораблики»

    Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в

    тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше

    уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндерсюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

    «Футбол»

    Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от

    пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок

    должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и

    поиграть в игру: «Кто быстрее».

    «Бульбульки»

    Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды,

    почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в

    «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды

    нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно.

    Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите

    внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также

    использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные

    стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую

    трубочку и т. д.

    «Волшебные пузырьки»

    Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать

    мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то

    выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри,

    чтобы они не попали в него.

    «Дудочка»

    Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка

    стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел,

    как дудочка.

    «Губная гармошка»

    Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке.

    При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте

    внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и

    выдыхал в нее же.

    «Свеча»

    Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и

    просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т. д. Дуть нужно медленно,

    вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести

    поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

    «Косари»

    Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии

    делается вдох и «отведение косы» в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой».

    #49395

    Elena
    Участник

    Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.

    У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое поверхностное дыхание. А для произнесения целого ряда звуков, таких, как свистящие, шипящие, сонорные, необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому перед педагогом встает задача формирования у детей сначала физиологического, а затем на его основе речевого дыхания.

    Речевое дыхание существенно отличается от неречевого дыхания. В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое дыхание является произвольным. При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.

    Развитие дыхания, работа над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания, осуществляется на занятиях в процессе двигательных упражнений сначала без речи (формируется физиологическое дыхание), а затем с речью (воспитывается речевое дыхание).

    В начале обучения взрослый является ведущим при проговаривании текста, дети произносят только отдельные звуки, звуковые сочетания. В дальнейшем дети могут произносить текст самостоятельно.

    Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течении 5—10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как часть логопедического занятия, направленную на развитие речевого дыхания.

    Комплекс упражнений по развитию физиологического дыхания.

    Начинают тренировки с 30-45 секунд за прием, постепенно увеличивая нагрузку в течение двух недель до 2 минут. Упражнения выполняют 5-6 раз.

    В дальнейшем число тренировок может быть доведено до 3 раз в день по 2 минуты за прием.

    Если упражнение вызывает головокружение, то продолжительность сокращается до 15-20 секунд.

    Формирование диафрагмального дыхания

    1. Упражнение «Животик»

    В положении лежа на спине, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз — как будто она качается на качелях.

    2. Упражнение «Солдатик»

    В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.

    Упражнение выполняется под счет: вдох – 1, 2, 3 и выдох – 1, 2, 3

    От трех до семи раз подряд.

    Возможные варианты изображаемых действий:

    • надувание и выпускание воздуха из шаров;

    • разжигание, а затем раздувание костра;

    • сбор на лугу одуванчиков, а затем дутье на них;

    • игра в снежинки, а потом согревание замерзших рук (со звуком Х)

    • сдувание корабликов

    • ветряные мельницы, вертушки, бабочки.

    3.Упражнение. «Надуй шарик»

    Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки.

    Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той или другой рукой).

    После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох, живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение.

    Вот мы шарик надуваем,

    А рукою проверяем.

    Шарик лопнул — выдыхаем,

    Наши мышцы расслабляем.

    Стихотворный текст произносит логопед, а дети выполняют нужные действия.

    4.Упражнение. «Часики»

    Сидеть на стуле, ноги на ширине плеч, руки опущены.

    Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклоняясь вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку — вдох.

    Вернуться в исходное положение — полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону.

    Тик-так, тик- так,

    Ходят часики вот так:

    Наклон влево, наклон вправо,

    Наклон влево, наклон вправо.

    5.Упражнение «Щука»

    Сидеть на стуле, ноги на ширине плеч, руки ладонями на ребрах.

    Вдох — легко надавливаем руками на ребра, в конце вдоха — руки в стороны. Выдох — надавливаем руками на ребра.

    Щука в омуте жила,

    Щеткой воду мела.

    Щи готовила гостям,

    Угощение лещам.

     

    #49396

    Elena
    Участник

    Могут ли родители сами исправить речь ребенку?

    Здесь нельзя сказать однозначно. Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. Однако, если у ребенка сильные проблемы с речью — по одним книгам речь не исправить. Нужны знания и специальное оборудование.

    Например, для постановки звуков, которые ребенок не произносит, используются постановочные логопедические зонды, без них очень сложно научить ребенка произносить звуки. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Тем не менее, если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.

    Советую обратиться к специалисту.

     

Просмотр 4 сообщений - с 16 по 19 (из 19 всего)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.