Речевое развитие ребенка

Главная Форумы Детский сад Форум учителя-логопеда Речевое развитие ребенка

В этой теме 6 ответов, 3 участника, последнее обновление  Elena 1 год, 5 мес. назад.

Просмотр 7 сообщений - с 1 по 7 (из 7 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #1403

    Elena
    Участник

    Речевое развитие ребенка

    #2351

    Natalia
    Участник

    В каком возрасте ребенок должен уметь говорить все звуки?

    #2355

    Elena
    Участник

    В идеале,  к 6-7 годам,  и то при условии, что  у ребенка нет отклонений в строении органов артикуляции , нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии.  Речь ребенка формируется как полноценное средство общения.

    #2413

    Kcenia
    Участник

    Как научить ребенка проговаривать сложные слова, например: вертолет, полицейский и т.д. ?

    #2418

    Elena
    Участник

    Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

    В этом помогут следующие игры:

    Упражнение «Повтори так же»

    Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
    Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
    Ход упражнения: Взрослый задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

    Упражнение «Сосчитай правильно»

    Цель: учить считать звуки.
    Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
    Ход упражнения:
    Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
    Вариант 2. Взрослый воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

    Упражнение «Выбери схему»

    Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
    Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.
    Ход упражнения:
    Вариант 1.Взрослый задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.
    Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

    Упражнение «Длинное – короткое»

    Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
    Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
    Ход упражнения:
    Вариант 1. Взрослый произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
    Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

    Упражнения на уровне звуков:

    «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»
    «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.

    Упражнения на уровне слогов:

    – Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
    – «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
    – Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
    – Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
    – Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

    Упражнения на уровне слова:

    Игра с мячом

    Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
    Материал: мяч.
    Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.

    Игра «Телеграф»

    Цель: развивать умение делить слова на слоги.
    Материал: палочки.
    Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

    Игра «Сосчитай, не ошибись»

    Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
    Материал: пирамидка, кубики, камешки.
    Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

    Игра с мячом «Передай дальше»

    Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
    Материал: мяч.
    Ход игры: дети передают мяч друг другу  и одновременно называют слог заданного слова.

    Игра «Назови правильное слово»

    Цель: учить различать правильно звучащие слова.
    Материал: картинки.
    Ход игры: взрослый произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).

    Упражнение «Что изменилось?»

    Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
    Материал: картинки.
    Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
    Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

    Упражнение «Найди самое длинное слово»

    Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
    Материал: картинки.
    Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

    Упражнение «Сосчитай, не ошибись»

    Цель: закреплять умение детей делить слова  на слоги.
    Материал: картинки, карточки с цифрами.
    Ход упражнения: Взрослый показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).

    Упражнение «Какое слово отличается»

    Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
    Материал: картинки.
    Ход упражнения: взрослый называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
    Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.

    Упражнение «Назови одинаковый слог»

    Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
    Материал: картинки.
    Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).

    Игра «Конец слова за тобой»

    Цель: учить синтезировать слова из слогов.
    Материал: мяч.
    Ход игры: взрослый начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…

    #10486

    Natalia
    Участник

    можно ли самостоятельно научить ребенка проговаривать звуки Р и Л? посоветуйте упражнения, пожалуйста

    #10692

    Elena
    Участник

    Как научить говорить звук Р? Чтобы научить ребенка, как правильно говорить звук Р, стоит соблюдать следующие правила организации упражнений, артикуляционной гимнастики, а также развития речевого дыхания:

    До 2-летнего возраста не нужно требовать от малыша выговаривания сложных звуков, так как дети сначала учатся произносить простые. Лучше всего подготовить речевой аппарат с помощью легких заданий.
    Начинать занятия стоит по достижении ребенком 5 лет. Они могут совпасть с периодом, когда он учится читать, это позволит расширить круг занятий.
    Наиболее действенные методики проводятся в игровой форме, так как маленькие дети не имеют интереса к обычным заданиям.
    Родителям необходимо провести полный курс до конца. В противном случае, их чадо может не освоить умение полностью. Например, не научится выговаривать мягкий или твердый звук.
    Тренировку целесообразно выполнять ежедневно согласно составленному графику, так как длительные перерывы могут свести к нулю все достигнутые успехи. Только регулярное повторение приведет к автоматическому правильному звукопроизношению.

    Следует помнить, что исправление дефектов речи под силу каждому родителю, но для этого нужно ознакомиться с полным курсом речевой гимнастики.

    Гимнастику для речевого аппарата намного удобнее выполнять напротив зеркала или так, чтобы происходило подражание взрослому. Тренинги стоит проводить ежедневно, но недолго, во избежание утомления.

    Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р:

    «Индюк». С приоткрытым ртом, дотянувшись до губы, расположенной сверху, двигать краем язычка вперед и назад по ней. Не отрываясь от губы, постараться выговорить «бл – бл – бл – бл – бл», увеличивая темп.
    «Маляр». Задание заключается в «окрашивании» языком всей внутренней поверхности рта (в том числе щек, неба, зубов). Делать это движениями «назад-вперед».
    «Лошадка». Суть заключается в щелканье языком по нёбу, имитируя лошадиное цоканье.

    «Грибочек». Это задание для родителей считается продолжением «Лошадки». Остановить язычок, «приклеить» его к небу и удержать в таком положении 10 секунд. Натянутая подъязычная уздечка считается «ножкой грибочка».

    «Моторчик». Название главного задания основано на похожем звучании Р с моторным запуском. «Моторчик» – продолжение «Грибочка». Под язычок, прижатый к верхнему небу, поставить пальчик. Рекомендуется использовать палец самого ребенка или обычную ватную палочку. Малышу нужно одновременно сильно выдохнуть и произнести длительное «дддддд». В это же время следует производить колебательные движения из стороны в сторону пальчиком ребенка или ватной палочкой. Язык начинает вибрировать и издавать «ррррр». Это означает, что «мотор» завелся.

     

Просмотр 7 сообщений - с 1 по 7 (из 7 всего)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.