Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкол

Главная Форумы Детский сад Родители и детский сад Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкол

В этой теме 0 ответов, 1 участник, последнее обновление  Tatyana Vladimirovna 3 года/лет, 5 мес. назад.

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
  • Автор
    Сообщения
  • #10207

    Tatyana Vladimirovna
    Участник

    Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

    Конечная цель всякого воспитания — воспитание самостоятельности посредством самодеятельности.

    А. Дистервег.

    Воспитание ребенка — это очень многогранный процесс. Ведь все, что хотелось бы привить любимому чаду, надо не навязывать, а действительно воспитывать. Одна из таких граней воспитания — это развитие самостоятельности у ребенка. Что же такое самостоятельность?

    Самостоятельность как качество личности – обладать собственной инициативой, ставить себе цели и самому их достигать.

    Зачастую родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь. Что же такое самостоятельность которое применимо к маленьким детям – 2 – 3 – лет — это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых.Например:

    — самому ходить в туалет;

    — самостоятельно, без помощи взрослого принимать пищу;

    — умение снимать и одевать колготки, носки, сандали, юбку, шорты, штаны;

    — умение намыливать руки, смывать и пользоваться полотенцем.

    Третий год жизни — период интенсивного развития самостоятельности у ребенка. Промедление в ее формировании приводит к появлению у детей капризов,упрямства или лени: ребенок надеется, что все для него должны делать взрослые, родители.

    Самостоятельность проявляется во всех сферах жизни и деятельности ребенка: навыки самообслуживания, в игре (ребенок самостоятельно воспроизводит с игрушками эпизоды из собственной жизни, так же самостоятельность формируется и проявляется в процессе приобретения и закрепления умения заниматься, ребенок учится самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения: собирать в коробку свои игрушки или расставлять их по местам, поливать домашние цветы, кормить рыбок и птичек, мыть руки перед едой, складывать свои вещи в шкаф, одеваться и раздеваться и т. п. Кроме того, ребенок может в этот период не только учиться обслуживать себя, но и оказывать простейшую помощь по дому родителям (например, раскладывать хлеб в тарелке, вытирать пыль с мебели и т. п.). У ребенка в этот период формируется умение по собственной инициативе выражать положительное отношение к родителям и сверстникам в виде ласк, элементарной помощи, совместных действий, наблюдения за чем-то интересным.

    В детском саду можно заметить, как малыши стараются одеться самостоятельно, сходить в туалет, помыть и вытереть руки, пользоваться салфетками и др – и всеми усилиями добиваются своего. Но и есть малыши, которые ждут, пока их оденут взрослые.

    Отсутствие самостоятельности — это проблема детей в больших городах. Они постоянно остаются с кем-либо из взрослых, которые делают за них всю работу. Будь это детские сады, школы или няни. В маленьких городах и селах детей чаще оставляют на самих себя. Они чаще остаются дома одни и привыкают быть наедине с собой. Поэтому они быстрее становятся самостоятельными.

    Как показывает практика, дети, у которых отсоветует развитие самостоятельности, намного труднее справляются с поставленными перед ними задачами в школе. Они боятся любых трудностей и пасуют перед любой проблемой. Такие дети уже никогда не смогут стать лидерами, ведь их самостоятельность в принятии решений и исполнении обязательств почти не развита.

    Как начать развитие самостоятельности у ребенка? Все начинается с малого — бытовая самостоятельность. Ребенок должен учиться сам одеваться, и снимать одежду. Также ему следует прививать хотя бы минимальную заботу о ближних. Любая посильная помощь, пускай просто принести тапочки, должна выполняться ребенком самостоятельно. Он должен запомнить, что не только он нуждается в заботе и уходе.

    Когда бытовая самостоятельность привита ребенку, можно приступать к следующему этапу — домашние обязанности. Конечно, это уже под силу детям немного старшего возраста, но и поставить хлеб на стол может и 4-х летний ребенок. Именно с этого возраста можно давать ребенку обязанности, которые он должен выполнять каждый день.

    Желательно прививать ребенку ответственность за что-либо. Например, можете доверить ему уход за домашним животным. Любыми способами поощряйте инициативу ребенка сделать что-то самому. Да, взрослому справиться легче одному без помощи ребенка, но, именно его участие в повседневных бытовых делах очень важна.

    Таким образом развитие самостоятельности у ребенка формируют волю и характер ребенка. Ведь если внутри семьи ребенок не может и не хочет сам ничего делать, то и во внешнем мире не может быть и речи о самостоятельности.

    Воспитывая самостоятельность в своем ребенке, родители должны не просто говорить приказным тоном, а непременно объяснять ребенку и показывать на собственном примере (при этом вы можете производить натуральные действия, например при умывании, либо инсценированные с предметами, игрушками). Если необходимо, часть работы родитель должен выполнять сам, а не усердно заставлять ребенка делать то, что у того не получается. Ласковый и уверенный тон родителей позволяет достигнуть взаимопонимания с маленьким ребенком и помогает его приучить к самостоятельности. В некоторых случаях ребенка рекомендуется «подкупать», предлагая ему какое-нибудь поощрение, подарок в случае, если он сделает то, о чем его просят.

    Советы для родителей:

    1. Хвалите малыша. Это придаст малышу больше уверенности, также подтолкнёт к самостоятельности в будущем.

    2. Не нужно ругать малышей за стремление к самостоятельности. Если ваше чудо начнет показывать самостоятельность, не пытайтесь остановить его в этот момент, если это не опасно для него.

    3. Учите малыша. В свободное время развивайте самостоятельность малыша.

    4. Чересчур не помогайте малышу. Пусть он почувствует самостоятельность. Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.

    5. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам.

    6. Спрашивайте мнение малыша, ведь он член семьи. Пусть малыш проявляет самостоятельность даже при выборе прически, одежды.

    7. Привлекайте малыша к работе по дому.

    8. Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности.

    Для ребёнка же самостоятельность — это не только бесценный опыт самого действия, но и психологическая уверенность в собственных силах. Сегодня малыш сам соберёт рюкзак с карандашами-игрушками в поездку, а в будущем — с лёгкостью отправится в кругосветное путешествие.

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.