Коррекционная помощь детям с ОВЗ

Главная Форумы Детский сад Форум музыкального руководителя Коррекционная помощь детям с ОВЗ

В этой теме 5 ответов, 2 участника, последнее обновление  Наталья Терентьева 3 года/лет, 2 мес. назад.

Просмотр 6 сообщений - с 1 по 6 (из 6 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #4122

    Коррекция двигательной деятельности детей с ОВЗ
    средствами движений. Кинезитерапия
    Коррекция средствами движений в системе коррекционной помощи детям с проблемами используется достаточно широко. Термин «кинезитерапия» (терапия движением) появился относительно недавно. Болгарские ученые Л. Бонев, А. Слынчев, Ст. Банков, впервые использовавшие понятие «кинезитерапия», отнесли ее к неспецифически действующим терапевтическим факторам и определили, что различные формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, повышают его устойчивость, разрушают патологические и динамические стереотипы, возникающие во время болезни, и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.
    Кинезитерапия в системе помощи детям с проблемами может проводиться в различных формах: коррекционная ритмика, танце-терапия, хореотерапия, психогимнастика, ритмопластика. Наибольший эффект кинезитерапии применительно к детям с проблемами проявляется, если она осуществляется в сочетании с музыкой. Коррекционная основа этих видов музыкально-двигательной терапии строится на единстве музыки и движений, на активной целенаправленной двигательной деятельности ребенка под музыку.
    Взгляды зарубежных и отечественных психологов, педагогов на использование движений в коррекционных целях
    Движение как результат воздействия механической энергии 1 на организм человека применялось в качестве профилактического и лечебного средства издревле. Танец использовался древними в целях врачевания. Движения под быструю, динамичную музыку в очень быстром темпе считались эффективным средством лечения тарантизма (укуса паука-тарантула), когда яд «вытанцовывался» из тела.
    Многие зарубежные и отечественные ученые в области психологии, медицины указывали на важность и необходимость использования движений как средства лечения и коррекции.
    Особенностью коррекционно-ритмической терапии выступает наличие музыки, которая рассматривается даже без связи с движением как лечебный фактор. Как отмечали В. А. Гринер, И. С. Самойленко, Н.А.Власова, А.Флогенская, Е.В.Конорова, Е.В.Ча¬янова и др. ее действие будет эффективнее, если ритм как органи¬зующий элемент музыки положить в основу двигательных систем, целью которых является регулирование движений. Ритмика развивает психические функции, такие, как восприятие, внимание, память, воображение. Именно поэтому кинезитерапия, различные ее виды используются не только в психоневрологических клиниках, но и в реабилитационных центрах, а также в специализированных образовательных учреждениях для детей с различными проблемами в развитии уже с дошкольного возраста.
    Коррекция средствами движений может быть направлена на реабилитацию и восстановление как отклонений в моторике (общей, мелкой, артикуляционной), регуляцию мышечно-физиологического тонуса, так и нарушений в психических процессах, коммуникативной, эмоционально-волевой сфере, снятие психоэмоционального напряжения, осуществление психотерапевтического эффекта. Естественно-научная основа кинезитерапии складывается из комплекса специализированных научных дисциплин: клинических (физиологии, невропатологии, нейрофизиологии, психиатрии и др.), изучающих процессы биологического развития организма, закономерности возрастных изменений, а также те изменения и нарушения, которые возникают под воздействием экзогенных и эндогенных факторов и их сочетаний; психолого-педагогических (общей, возрастной, детской, специальной психологии, ряда педагогических наук, в том числе специальной педагогики), которые изучают закономерности генеза психики в норме и при патологии, влиянии двигательных упражнений на психику ребенка, а также особенности применения средств, форм и методов психолого-педагогического воздействия.
    В основе психотерапевтического применения кинезитерапии лежит взаимодействие эмоциональных проявлений с изменением мышечно-физиологического тонуса, который отмечал еще известный физиолог В.М.Сеченов. В дальнейшем на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения была построена теория телесной терапии В. Райха и А. Лоуэна. Суть этой теории заключается в том, что психические травмы, стрессы, получаемые человеком в течение жизни, заключаются в так называемом мышечном панцире, тормозящем импульс и свободное выражение эмоций. Имеется семь основных сегментов мышц: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и нижней части тела, в которых «закупорены» различные отрицательные эмоции — страх, гнев, обида и т.д. Снятие такого физического напряжения в различных формах коррекционно-направленных движений создает условие для свободного выражения чувств, мыслей, эмоций человека. Гибкое тело оказывается более способным к широкому спектру эмоциональных переживаний и выходу отрицательных эмоций, а осознание возможностей своего тела при выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств. Психотерапевтический эффект движений достигается в большей степени, если двигательная терапия используется в сочетании с музыкой, поскольку музыкальное искусство уже оказывает регулирующее, катарсистическое воздействие на человека.
    В основе коррекции различных отклонений в развитии психических функций и моторики средствами движений лежат исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова и их последователей об условно-рефлекторных временных связях и образовании динамического стереотипа. Они показали, что вся человеческая деятельность (в том числе и двигательная) регулируется совместной деятельностью разных отделов центральной нервной системы, определенными звеньями сложной функциональной системы. Протекание двигательного нервного процесса осуществляется по рефлекторному кольцу и определяется как анатомическим дозрева¬нием центрально-нервных субстратов, их миелизацией, так и функ¬циональным развитием и налаживанием работы координацион¬ных уровней.
    Виды музыкально-двигательной терапии
    В коррекционной работе с детьми с разными отклонениями в образовательном учреждении могут применяться различные варианты музыкально-двигательной терапии.
    Танцетерапия как вид кинезитерапии не только передает в двигательной музыкально-образной форме окружающую действительность, но и главной своей целью ставит выражение пластикой тела определенных чувств и переживаний. Основное средство выражения этих состояний в танце — пантомима, жесты, составляют особый язык, передающий внутреннее состояние человека.
    Танец — это музыкально-пластическое искусство, отражающее явления окружающего мира через двигательные образы. Благодаря своеобразию языка танец (согласно концепции К. Юнга) способен из сферы бессознательного извлекать подавленные влечения, желания и конфликты человека и делать их доступными для осознания и катарсистической разрядки.
    В целях коррекции в дошкольном учреждении могут использоваться различные виды танцевального искусства. В качестве психологической разрядки, коррекции психомоторных нарушений, снятия напряжения, поднятия общего тонуса, тренировки сердечно-сосудистой системы, создания лечебно-охранительного режима наиболее подходят современные ритмы, детские современ¬ные танцы, основанные на естественных движениях тела, без стро¬гой регламентации, танцы-импровизации или танцы по показу
    взрослого.
    Танцетерапия может строиться и на образно-сюжетном, на¬родном танце (элементах индийского, испанского, узбекского, русского, испанского танца), хореографической гимнастике, спо¬собствующей формированию правильной осанки. Использование того или иного варианта танцев в коррекционной работе с детьми определяется в зависимости от характера имеющегося у них нару¬шения.
    Так, в работе с детьми с ДЦП могут применяться элементы народных танцев, хореографической гимнастики, которые состо¬ят из несложных плавных движений. При этом дети могут танце¬вать как стоя у хореографической стойки, поручня, стены, так и даже сидя в коляске, которая позволяет осуществлять и простран¬ственные перестроения в движении.
    Для детей с нарушениями речи, зрения, слуха, задержкой психи¬ческого развития, умственной отсталостью могут использоваться и свободные современные детские танцы, элементы ритмичных испанских, русских танцев, исполняемых по показу педагога.
    Формы проведения танцетерапии могут быть различны: это и импровизированная детская «дискотека», где движения выполня¬ются совместно со взрослым по показу под инструментальные и вокальные произведения, и «Танцевальный фестиваль», включа¬ющий разнообразные варианты танцевального искусства. Главное, чтобы в танцетерапии присутствовала игровая импровизация, $. не обучение. И неважно, кто из детей выполняет движения луч¬ше, а кто хуже, главное — общее «заражение», «заряжение» танцем, снятие мышечного, психоэмоционального напряжения и не акцентированная для самого ребенка коррекция имеющихся у него психомоторных отклонений посредством очень целена¬правленных, определенных движений, предлагаемых ребенку по образцу психолога.
    Коррекционная ритмика (лечебная ритмика) — другой вид ки-незитерапии. Ритм выступает как универсальная космическая ка¬тегория. Чувство ритма в своей основе имеет активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. Сущность мотор¬ных реакций заключается в том, что восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений, связанных с сокраще¬нием мышц языка, головы, челюстей, пальцев ног; с напряжени¬ем и расслаблением, возникающими в гортани, грудной клетке и! конечностях; с одновременной стимуляцией мышц-антагонистов, вызывающих смену напряжения и расслабления без изменения пространственного положения органа. Большинство вариантов на-| рушений в развитии детей сопровождаются нарушением ритмических процессов, происходящих в организме. И нормализация ритмической организации движений приводит к точности функционирования всех процессов и гармонизации в работе организма. Связь музыки и движения лежит в основе коррекционной ритмики, при этом ведущей является музыка, которая задает ритм движений и соответственно определенных процессов в организме.
    Логопедическая ритмика является одним из видов активной терапии движениями. Она основана на взаимосвязи слова, музыки и движения и в коррекции имеющихся нарушений в развитии детей с речевой патологией опирается на общие методологические основы логопедии, психотерапии, специальной психологии и педагогики. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный коррекционно-развивающий процесс, который состоит из двух основных направлений. Первое — развитие, воспитание и коррекция вербальных процессов у детей с речевыми нарушениями: слуховое внимание, память, зрительно-пространственная ориентировка, моторика (координация движений, чувство ритма, темпа, регуляция мышечного тонуса), а также эмоциональной и коммуникативной сферы. Второе направление связано с коррекцией речевых нарушений: темпа и ритма дыхания и речи, орального праксиса, просодии, фонематического слуха и т.д. Логоритмическая работа осуществляется различными средствами: упражнениями, играми со словом, движениями, песнями, инсценировками. Средства логопедической ритмики представляют целую систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевыми нарушениями. Содержание и реабилитационная направленность логопедической ритмики определяются не только характером нарушения, но и возрастом пациента, состоянием его двигательной и речедвигательной функции. Логопедическая ритмика проводится логопедом с дошкольниками с нарушением речи в форме специальных (подгрупповых или фронтальных) занятий в общей системе коррекционно-развивающей работы. Музыкальное сопровождение на занятии может осуществляться музыкальным руководителем. Планирование таких занятий проводится только после диагностического обследования детей, выявления характера нарушений и определения коррекционной программы для каждого ребенка, после чего дети могут объединяться в подгруппы в зависимости от сходства проявлений нарушения.
    Фонетическая ритмика — это система речедвигательных упражнений, направленных на формирование у детей с нарушением слуха естественной речи с выраженной интонацией и ритмической основой. Фонетическая ритмика является частью работы по формированию произносительной стороны речи и играет существенную роль как в коррекции речи слабослышащих детей,, так и в развитии у них естественных движений. Она основана на филогенетической связи между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, формирующиеся у детей при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Фонетическая ритмика в качестве методики формирования произносительной стороны речи слабослышащих детей была разработана в Югославии в Загребе и представлена в отечественной сурдопедагогике Т. М. Власовой, А. Н. Пфанфенродт.
    Работа над произношением в преддошкольный и дошкольный период ведется с учетом аналитико-синтетического метода: детей учат произносить не только целые слова и короткие фразы, но и отдельные элементы — звуки, слоги, при этом конечным результатом всегда является слово, фраза.
    Речевая ритмика, используемая с детьми раннего и дошкольного возраста, основана на обучении детей произношению звуков, слогов, слов, фраз в сочетании с движениями тела, рук, ног (хлопками, притопами, приседаниями, прыжками, движениями рук, головой), упражнениями с предметами, на месте, в движении. Занятия строятся на подражании взрослому. В содержание занятий включается и декламация стихов в разном темпе, ведется работа над долготой звучания, дыханием, ритмом, интонацией речи. Широко используются образные имитационные движения птиц и зверей. Каждое занятие обязательно включает упражнения на регуляцию мышечного тонуса, снятие напряжения (в разных вариантах — стоя, сидя, в движении). У детей с нарушениями слуха и речи мышцы тела очень напряжены, поэтому ребенку важно овладеть приемами релаксации. Постепенно развивается двигательная сфера ребенка, подражание движениям (крупным, мелким и артикуляционным) становится более точным. Таким образом, именно движения способствуют формированию произношения.
    Коррещионная ритмика для детей с нарушением зрения — методика, способствующая коррекции отклонений в психофизическом развитии этих детей. Задачами такой ритмики являются: формирование слухового, музыкального восприятия; развитие умения передавать в движении средства музыкальной выразительности (темп, ритм, динамику, характер, форму); овладение навыками выразительных движений (в основных движениях, перестроениях, гимнастических с предметами и без них, сюжетно-образных, танцевальных); сочетание движения с речью.
    Развитие чувства ритма, усвоение правильного ритма двигательного действия имеет существенное значение в жизнедеятельности дошкольников с нарушением зрения, поскольку это помогает с большей точностью выполнять движения в пространстве в разном темпе, овладевать навыками регуляции мышечного тонуса, умением управлять своим телом. Средствами ритмики в этом случае являются двигательные и речевые упражнения, музыкальные инструментальные сюжетные и несюжетные игры, хороводы, игры с пением, танцевальные композиции. Овладение всеми навыками осуществляется на специальных занятиях, в которых музыка в сочетании с движением дает основу формирования чувства ритма у дошкольников с нарушением зрения.
    Коррещионная ритмика для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью может рассматриваться как психокоррекционная методика, устанавливающая равновесие в деятельности нервной системы, регуляцию процессов возбуждения и торможения, общего тонуса, обеспечивающая формирование согласованности движений и речи, коррекцию моторики, психических процессов (внимания, памяти, восприятия, воображения), снятие психоэмоционального напряжения, трудностей в проявлении коммуникативно-рефлексивных функций. В основе методики лежит музыка, где организующим элементом служит ритм. Он выступает тем лечебным фактором, который в единстве с движением может регулировать психические процессы, движения, поведение ребенка с проблемами. Организация, содержание и планирование занятий ритмикой с детьми данной категории могут дифференцироваться исходя из симптоматики нарушений. Однако при определении подгрупп или групп для таких занятий дети данной категории могут условно быть разделены на детей с гиперактивностью, повышенным возбуждением, с физической, психической заторможенностью и с вялой моторикой. Ритмика благодаря коллективным формам организации является важным фактором формирования социально-адаптационных функций у детей с задержкой психического развития и умственной отстало¬стью. Такие занятия проводятся в системе коррекционной помо¬щи детям с проблемами ритмистом, имеющим дефектологиче¬ское образование, способным осуществить лечебный, коррекци-онный процесс средствами ритмики. Формирование групп для за¬нятий проходит только на основе диагностического обследования специалистами и определения коррекционной программы для каж¬дого ребенка.
    Психогимнастика — современная методика, относящаяся к ки-незитерапии. Она включает в себя некоторые игровые варианты психотерапии, суггестивные, тренировочные, разъясняющие, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, на¬правленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах. Основная задача психогимнастики наце¬лена на осознание ребенком взаимосвязи между мыслями, чув¬ствами и поведением, их невербальным выражением, на понима¬ние того, что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В процессе психо¬гимнастики дети учатся различать эмоции, выраженные в мими¬ке, пантомимике, и управлять ими. С помощью двигательных те¬атрализованных этюдов на занятиях психогимнастикой дети мо¬гут учиться преодолевать разные варианты страхов, в результате чего снимается тревожность, связанная с ними.
    Сюжетно-игровая кинезитерапия — это вариант двигательной терапии, используемой в работе с дошкольниками, где все коррекционные упражнения объединены одним сюжетом и проводятся в игровой форме с подгруппой или группой детей. Темой для сюжета могут быть «Путешествие за Синей птицей», «В гостях у морского царя», «Бал в волшебном лесу». Специально подобранные упражнения, направленные на коррекцию психомоторики, могут стимулировать и повышать энергетический потенциал, помогать в оптимизации тонуса, снимать мышечные зажимы, реконструировать патологические ригидные телесные установки, помогать в развитии целостного образа тела, повышать уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов. Процесс коррекции различными средствами кинезитерапии строится на умении ребенка чувствовать свое тело, а также на формировании произвольности движений, релаксации. Ребенка с проблемами можно научить чувствовать свое тело раз- ными способами: через конкретное состояние напряжения и расслабления, через физическое ощущение тепла, через образную медитацию. Дети легко справляются с такими упражнениями, если им придается игровая форма.
    Примером отдельных игровых упражнений на релаксацию через напряжение и расслабление может быть такая игра, как «В стране кукол», в которой дети по образцу взрослого сначала изображают деревянного Буратино, а затем тряпичную куклу Пьеро. В другой игре «Снеговик» дети крепко держат свое тело, как снеговик на морозе, а затем показывают, как под лучами солнца снеговик тает и его тело превращается в лужу. В таких игровых упражнениях может использоваться музыка, контрастный характер которой помогает ребенку ощутить экспрессию своего тела через музыкально-игровой образ. Релаксация дает больший эффект, если в ее процесс подключаются различные сенсорные каналы, музыкальное восприятие, образное представление и воображение, цветомузыка. Образные воображаемые картинки «На берегу моря», «Ковер-самолет», «Волшебство леса» и др., в которые ребенок погружается при релаксации, помогают ему в регуляции мышечного тонуса. Даже незначительные отклонения от оптимального тонуса могут являться как причиной, так и следствием возникающих изменений в психической и двигательной активности ребенка и неблагоприятно сказываются на общем ходе его развития.
    Развитие чувствования своего тела осуществляется в процессе кинезитерапии через овладение языком выразительных движений, поскольку они являются неотъемлемой частью, индикатором эмоциональной, чувственной сферы человека. Ребенок учится понимать, что нет такой эмоции, переживания, которые бы не проявлялись в движении тела. Осознание процесса овладения своим телом позволяет понимать телесную экспрессию других. Развитие движений ребенка как средства самовыражения и общения влияет также и на развитие его коммуникативных навыков.

    #4126

     

    Какие виды музыкальной деятельности направлены на коррекцию
    речевых нарушений у детей с ОВЗ?

    Музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в
    коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно подобранных приемов, дети преображаются: положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится их речь. Какие задачи оно решает?
    1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах,
    выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.
    2. Нормализацию психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивает тренировку органов слуха.
    3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие
    равновесия, свободы движений, снятие мышечного напряжения, улучшения ориентировки в пространстве, координация движений, развитие дыхания, воспитание правильной осанки и походки. Специалисты утверждают, что коррекция движений сказывается на речи. «Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре, в двигательной импровизации».
    4. Исправление ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончаний слов.
    Виды музыкальной деятельности — это слушание музыки и исполнительство (пение, музыкально — ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, творчество).
    Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной
    деятельности. Вместе с тем, оно лежит в основе всех других ее видов. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяя их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом; оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач. У детей с нарушениями речи очень важно развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т. е. способствовать решению важнейших коррекционных задач.
    Исполнительство:
    Игра на музыкальных инструментах — развитие внимания и памяти, координации движений, музыкально-ритмического чувства.

    Пение — давно используется, как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет нарушения речи. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятного произношения, проглатывания окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствуют автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
    Музыкально – ритмические движения – вид исполнительской деятельности, который включает упражнения, пляски, игры. Игра является основным видом деятельности дошкольников. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи.
    Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка. Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер музыкального произведения, выражает свое отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога, – значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует.
    Среди музыкально – ритмических движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения. Помимо упражнений, к музыкально — ритмическим движениям относятся и танцы: парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, характерные. Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают координировать пение и движение, они могут использоваться также и в самостоятельной деятельности детей.
    Творчество – предполагает развитие у детей творческого воображения, активности, способности к импровизации в пении, музыкально — ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, творчество является не самоцелью, а скорее всего средством коррекции, помогающим преодолеть стеснение, снимающим напряжение, а также развивающим воображение, внимание, память.

    #4128

    Рекомендации музыкального руководителя
    для родителей детей с ОВЗ

    Появление ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье, в большинстве случаев, изменяет весь ее уклад, особенно психологический климат. Все члены семьи приближены к состоянию стресса. На протяжении первых лет жизни этот стресс не уменьшается, а в ряде случаев нарастает. Возникают неровные, а часто и конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Семья такого ребенка часто находится в изоляции, так как родители обычно ограничивают общение со своими друзьями, родственниками и целиком замыкаются на своем горе, либо «стесняются» дефекта развития. Это одна из ошибок. Вот рекомендации о том, как этого избежать.
    Родителям следует стремиться к сохранению прежнего уклада семьи и дружеских отношений с близкими и знакомыми, устраивать семейные посиделки с играми и развлечениями, праздники с соблюдением семейных традиций.
    Ни в коем случае, родителям не следует отгораживаться от окружающей жизни, стесняться своего ребенка. В противном случае у матерей возникает повышенная раздражительность, постоянное ощущение внутреннего беспокойства, нарушается сон, аппетит, появляются головные боли, часто развивается невротическое состояние. Находясь в болезненном состоянии, мать мало чем может помочь своему малышу. Её тревога, беспокойство передаются ребенку, и у него не формируется естественное чувство безопасности, защищенности при взаимодействии с окружающим миром. Это еще больше нарушает его психическое развитие. У малыша могут возникать вторичные эмоциональные и поведенческие нарушения.
    Воспитывая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, родителям следует помнить, что родители не должны полностью отрекаться от полноценной жизни. Надо продолжать заниматься саморазвитием, самообразованием. Развивая себя, вы передадите часть этих знаний ребёнку собственным примером. Особенно через свои увлечения (музыка, рисование, танцы и тп.), потому что именно с их помощью мы обретаем своё истинное лицо, внутреннюю стабильность и получаем удовольствие от жизни.
    Появление ребенка с ОВЗ в семье видоизменяет взаимоотношения супругов. Появление больного ребенка усиливает и проявляет скрытый до поры внутренний конфликт между ними. Вместе с тем имеются семьи, в которых ребенок укрепляет взаимоотношения между родителями. Родителей объединяют и сближают общие задачи и проблемы его воспитания и лечения.
    Наблюдения показывают, что отношения между супругами во многом зависят от эмоционального состояния матери. Если мать находит в себе силы и сохраняет душевное равновесие, то она становится активным помощником своему малышу. Она старается как можно лучше понять его проблемы, чутко прислушивается к советам специалистов, воспитывает в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание, вести дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Слушание музыки разных жанров поможет и матери, и ребёнку: успокоит или развеселит, будет способствовать правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.
    Несмотря на преданность своему ребенку, мать не должна забывать о домашнем уюте, о супруге, оставаясь не только любящей женой, но и советчиком и другом, стараясь расширять свой кругозор, следить за внешностью, оставаясь привлекательной и интересной не только для мужа, но и для окружающих.
    От поведения отца во многом зависит эмоциональное состояние матери, ее душевное равновесие. Если отец проявляет выдержку, разум, благородство, терпение, оказывает постоянную моральную поддержку жене и помощь в воспитании ребенка, семейные отношения укрепляются, и более успешно проводится вся лечебно-коррекционная работа.
    10 заповедей для родителей детей ОВЗ
    1. Живите заботами сегодняшнего дня и старайтесь оставаться оптимистами. Нельзя сделать будущее или настоящее таким, как хочется. Этого не может никто. Хотя некоторые и полагают, что это им по силам.
    2. Не бойтесь переоценить способности ребенка. Дайте ему возможность развиваться, поощряйте и поддерживайте. Верьте в него!
    3. Найдите людей (родственников, специалистов и т.п.), которые поделятся с вами опытом, советами и поддержкой.
    4. С раннего возраста обеспечьте ребенку возможность учиться и получать образование.
    5. Не забывайте о супруге и других детях. Напоминайте им, что любите всех одинаково, хотя и вынуждены проводить больше времени с «особым» ребенком.

    #4135

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРАПИИ ПЕНИЕМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
    В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
    Существуют различные виды музыкотерапии, но мы позволим себе остановиться на терапии пением, ведь полагаясь на накопленные научные знания, именно вокал оказывает самое сильное и благотворное влияние на организм ребёнка и кроме того при правильном психо-педагогическом подходе помогает ему в социализации и интеграции в общество.
    Об этом писал в своих научных трудах основатель музыкотерапевтической школы С. В. Шушарджан . Были выявлены некоторые особенности вокальной методики в работе с детьми с ОВЗ. Это специальный набор упражнений и определенная система пения, имеющие коррекционно-оздоровительную направленность. Определяющей является основа на древнекитайском учении из пяти звуков (пентатонике). Пользуемся доказанным влиянием гласных звуков и также звукосочетаний на организм особого ребёнка.
    Так, гласные звуки выполняют следующие функции:
    «А — снятие любых спазмов, лечение сердца и желчного пузыря;
    И — лечение органов слуха и зрения, а также тонкого кишечника, стимуляция сердечной деятельности, носоглотки;
    О — активизация жизнедеятельности поджелудочной железы и устранение многочисленных проблем с сердцем;
    У — улучшение дыхания, положительное воздействие действие на работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы у мужчин , у женщин матки и яичников;
    Ы — улучшение работы легких, носоглоточного пространства и всей дыхательной системы в целом;
    Э — активизация деятельности головного мозга.
    Звукосочетания, в свою очередь, также оздоравливают организм, например,
    ОМ — снижает кровяное давление;
    АЙ, ПА — снижают болевой синдром в сердце;
    АП,АМ, АТ, ИТ, УТ — исправляют дефекты речи;
    УХ, ОХ, АХ — направлены на стимуляцию выброса негативной энергии и из организма»[5, с. 113].
    Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных согласных звуков:
    «В,Н, М — улучшают работу головного мозга;
    К, Щ — лечат уши;
    Х — освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии, улучшает дыхание;
    Ч — улучшает дыхание;
    С — лечит кишечные расстройства , сердечную систему, легкие;
    М — лечит сердечные заболевания;
    Ш — лечит печень»[5, с.125].
    Для достижения динамики развития необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями.
    Также для достижения максимального эффекта используем:
    1. Упражнения на снятия зажимов в различных областях.
    2. Дыхательная гимнастика.
    3. Артикуляционная гимнастика.
    4. Распевание на разные слоги в зависимости от задачи, которая стоит перед нами.
    5. Песенки короткой продолжительности ( в каждом конкретном случае).
    В среднем заниматься длится 25-35 минут. Обязательное условие — игровая форма. Важно, чтобы песенки-попевки, а также некоторые упражнения, сопровождались наглядностью.
    Кроме того, автор данной методики замечает, что шуточное содержание в песнях не всегда приемлемо для детей с ОВЗ, ведь, например, у большинства из них отсутствует чувство юмора. В этом конкретном случае необходимо найти песни, которые так влияют на ребёнка, что доставляют ему радость и покой.

    #10132

    Elena
    Участник

    Уважаемая Наталья Геннадьевна! Помогите, пожалуйста, подобрать распевки для пропевания гласных звуков детьми старшего дошкольного возраста.

    #10501

    Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, они ждут его с нетерпением, так как оно проходит в игровой форме. Важное условие — распевка должна подбираться обдуманно, с ее помощью можно подготовиться к самой сложной песне. Распевка служит промежуточным звеном между разучиванием и концертным исполнением песни, т.к. в любой песне приходится решать множество исполнительских задач: трудности в правильном дыхании, звукообразовании, дикции и т.д. Педагог заранее должен продумать проблемный момент, который необходимо сегодня отработать в конкретной песне (скачки или плавный подъём мелодии, проблемы в дикции, напевность или четкое пропевание мелодии), после чего подобрать нужную распевку. Распевка должна выполнять именно ту функцию, которая необходима в конкретной песне, иначе её использование бессмысленно.

    Используя данные распевки, детям легче отработать определенные певческие навыки, так как распевка маленькая по содержанию, легко запоминается, имеет игровой характер. Работая в распевке не нужно распыляться сразу на решение нескольких задач, потому как каждое упражнение решает только одну конкретную задачу. Если распевание будет результативным, тогда успешно будут сформированы певческие навыки. 

     

Просмотр 6 сообщений - с 1 по 6 (из 6 всего)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.