«Марьюшкины помощники»

В этой теме 0 ответов, 1 участник, последнее обновление  Елена Александровна 3 года/лет, 3 мес. назад.

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
  • Автор
    Сообщения
  • #1498

    Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Марьюшкины помощники».

     

    Разработала: воспитатель д/с «Ягодка» г. Кинель Бражникова Е.А.                                                 

     

    Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально — коммуникативное».

    Задачи:

    •         Познакомить детей со старинной технологией получения пряжи из шерсти, и из пряжи теплых вещей, задействовать в посильной работе детей. Донести до понимания детей – горожан особенности крестьянского труда.

    •         Объяснить и помочь запомнить названия предметов для получения пряжи: кудель, веретено, шерсть, нити, спицы, клубки, моток, пряжа.

    •         Формировать у детей понимание единства жизни человека и домашних животных.

    •         Приобщать детей к русским национальным традициям (посиделки).

    •         Развивать интерес к разным жанрам фольклора и детской художественной литературы.

    •         Стимулировать работу мелкой моторики пальцев рук, при наматывании нити на клубки.

    Аудитория: дети старшей группы.

    Форма проведения: игра — путешествие

    Техническое оформление: видеопроектор, ноутбук, магнитофон, экран.

    Оборудование:

    Макет русской избы; печки.

    Предметы народного быта и интерьера: скамья, люлька, сундук, стол, самовар, посуда, ухват, чугунок.

    Предметы для обработки шерсти и вязания: донце, кудель, веретено, корзинка с клубочками, корзинка с шерстью и пухом, спицы, пряжа.

    Игрушки: кукла-младенец Ванечка, коза, баран, домовенок Кузя.

    Детские стульчики (8 шт.)

    Содержание: 

    Ребята, вы хотите отправиться в путешествие? (Да!)  А на чем мы с вами поедем? (На машине, на поезде, на автобусе и т.д.). А вот раньше давным, давно не было ни автобуса, ни машины все ездили на лошадях, ходили пешком. И я предлагаю вам отправиться в путешествие — пешком. Пойдемте! Впереди деревня, там избы. (Показ слайдов про русскую деревню). Давайте подойдем и постучимся. Дети стучаться, входят в русскую избу, хозяюшка Марьюшка  приветствует их. Знакомятся.

    Марьюшка: Заходите, заходите, дорогие гости! Давно вас дожидаюсь. К встрече с вами я готовилась: посмотрите как у меня нарядно и празднично, тепло да уютно!

    (Побуждаю детей к рассматриванию убранства)

    Посмотрите на полочке игрушки: матрешки, лошадка. Шкатулка с бусами, копилка. На столе самовар. А вот в люльке спит (кукла) младенец Ванечка, я пела ему колыбельные песенки, он и уснул, пусть поспит.

    (Раздается какой-то стук)

    Марьюшка:  Кто-то в избушке за печкой прячется. Пойду, посмотрю! Никого не видно. Ребята, кто же это может быть, как вы думаете?

    (Дети высказывают разные предположения, кто это может быть?)

    (Ситуация повторяется трижды)

    Марьюшка: Детишки! А давайте позовем невидимого гостя самыми вежливыми и добрыми словами.

    Дети: Здравствуйте! Выходи, гость дорогой. Выходи! Покажись! И т.п.

    (В ответ на печке появляется Кузя-домовой)

    Кузя поет добрую и веселую песенку:

    «Домовой за печкой жил,

    С ребятишками дружил,

    Он хозяйке помогал,

    Всех гостей он развлекал.

    Он за печкою сидит,

    Иногда слегка ворчит.

    А вообще он удалой.

    Самый лучший в мире Домовой!»

    Марьюшка: Ребята, как вы думаете, кто же у нас притаился за печкой?

    Дети: Домовой!

    Марьюшка: Да, ребята, Домовой! А зовут его Кузя! Он очень любит играть с ребятами. Кажется, он хочет и с вами поиграть. Правда, Кузя?

    Кузя: Да, очень хочу. Особенно люблю в игру «У дедушки Трифона».

    Марьюшка: Кузя, расскажи нам правила игры.

    Кузя: Все играющие встают в круг и берутся за руки. Водящий выходит в центр и говорит: «Ну, сынки мои, я – дедушка Трифон. Что я буду делать, то и вы делайте». Весь хоровод идет по кругу и все поют:

    У дедушки Трифона,

    Было семеро детей,

    Семеро сыновей.

    Вот с такими глазами,

    Вот с такими бровями,

    Вот с такими ушами,

    Вот с такими носами,

    Вот с такой бородой,

    Вот с такой головой.

    Дедушка Трифон показывает какие огромные глаза, уши и т.д. у его сыновей. Все остальные повторяют движения и показывают.

    Они ничего не пили,

    Ничего не ели,

    Все на дедушку глядели,

    Делали вот так!

    Остальные подхватывают. А дедушка Трифон выдумывает разные движения и показывает. Играющие должны быстро показать все движения и остановиться.

    Марьюшка:  Кузя, ты конечно очень веселый. Ребята, вам понравилось играть с Кузей?

    Дети: Да!

    Марьюшка:  Кузя! Давай покажем ребятам, кто у нас на подворье живет.

    Кузя: Давай!

    Марьюшка:  Ты, Кузя, посиди на печке, да присмотри за Ванечкой, а мы на подворье пойдем. Ребята, посмотрите, тут у меня живут мои помощники. Кто это?

    Дети: Коза!

    Марьюшка: А зовут ее Машка! Посмотрите на нее! Какая она?

    Дети: Белая, пушистая, красивая, с рогами и т.д.

    Марьюшка: Как вы думаете? Зачем коза у меня живет?

    Дети: У нее есть молоко для малышей.

    Марьюшка: Детушки, давайте попробуем ее причесать, и будем ласково приговаривать:

    «Ходит козочка по лугу

    Вокруг колышка по кругу.

    Глазками хлоп-хлоп!

    Ножками топ-топ!

    Хвостиком-то машет,

    И поет, и пляшет.

    Малых деток веселит,

    Маму слушаться велит!»

    Посмотрите, ребята, коза еще дала нам и белый, мягкий пух.

    (Дети трогают пух руками)

    Марьюшка: Это настоящий козий пух. Он очень мягкий  и теплый. Вот почему у меня коза живет, она дает мне молочко и теплый пух.

    Марьюшка: Посмотрите, а это кто?  (Показывает на барана)

    Дети: Овечка, баран.

    Марьюшка:  Давайте с вами познакомимся. Это баран, а зовут его Борька! (Предлагаю детям потрогать, погладить).

    Марьюшка: Попробуем с вами причесать нашего Борьку.

    «На базаре спозаранок

    Накупил баран баранок

    Для барашков, для овечек,

    Десять маковых колечек.

    И один калач купил –

    Про себя не позабыл!»

    Марьюшка:  Начесали! У барана Борьки очень теплая шерсть, из этой шерсти можно связать варежки, носки и даже можно свалять валенки. Теперь догадались, почему у меня на подворье живет баран Борька? (Ответы детей)

    Детушки, посмотрите, у нас есть пух и шерсть. Пух от козы называется как?

    (Дети трогают в корзине овечью шерсть)

    Дети: Козий пух.

    Марьюшка:  А шерсть от барашка?

    Дети: Баранья шерсть.

    Марьюшка:  Коза, что дает нам? (Пух)

    Баран (шерсть).

    Марьюшка: Мы с вами потрудились, начесали пух и шерсть. Сделано дело – можно и отдохнуть. Давным-давно собирались  русские люди в просторной избе

    порукодельничать, пошутить да посмеяться, попеть да поиграть, просто с хорошими людьми посидеть.

    А не сесть ли и нам рядком, да не поговорить ладком? О чем? Да о труде, о мастерстве, о чем вам интересно? Пойдемте — ка с вами в избу.

    Принесли мы с вами в избу шерсть да пух, которые нам подарили коза Машка, да баран Борька. Хотите узнать, как из шерсти нить сделать?

    Дети: Да! Хотим!

    Марьюшка: Вот посмотрите, чтобы получить нить мне нужно взять донце, положить на скамью, в донце вставить кудель с шерстью. Затем шерсть вытягивается и скручивается на веретено. Вот так получается пряжа (показываю процесс прядения шерсти).

    Раньше так говорили:

    «Старым старушкам – шерсти клочок,

    А красным молодушкам – белый ленок».

    Я буду прясть и песню петь, а вы смотрите, учитесь, да петь мне помогайте:

    Позолоченная прялица,

    Мы прядем, а нитка тянется,

    Мы прядем, а нитка тянется,

    Нам работа эта нравится.

    (Пропеть 2-3 раза)

    Ребятушки, а вы мне поможете пряжу в клубочки смотать?

    Дети: Да! А как?

    (Дети берут пряжу, усаживаются на стульчики для работы). Хозяюшка показывает, как нужно сматывать нити в клубочек, одному ребенку надевает на две руки  пряжу, а сама сматывает клубок. Затем дети делают это самостоятельно.

    Марьюшка:  Как в русской пословице говорится: «От скуки бери дело в руки».

    Сегодня мы в нашей горнице устроили посиделки. А где посиделки, там и песня.

    (Дети сматывают клубочки и поют).

    Мы мотаем, нитка тянется,

    А клубочек прибавляется,

    А клубочек прибавляется.

    Нам работа эта нравится.

    Марьюшка: Молодцы, ребята, как здорово у вас все получается, как у взрослых. Мне очень хочется, чтобы вы все были добрыми, трудолюбивыми, послушными и заботливыми, а за это вас будут все любить.

    Марьюшка: Ой, ребята, пока вы были у меня в гостях, сколько дел добрых помогли переделать.

    А как мы трудились, какую работу выполняли?

    Дети: Осмотрели подворье, познакомились с Козой Машкой и бараном Борькой.

    Марьюшка: А что они нам подарили за ласковые слова?

    Дети: Шерсть и пух.

    Марьюшка: А кто с нами в избе поиграл, позабавился?

    Дети: Домовой Кузя!

    Марьюшка:  А что это у нас Кузя грустный сидит?

    Кузя: На улице зима, мороз, холодно! А Ванечка у нас растет! В одеяло скоро не поместиться! Как же он гулять будет? Он же замерзнет!

    Марьюшка:  Кузя, а нам ребята помогли с работой справиться! Я пряжу пряла, а ребята пряжу в клубки смотали!

    Кузя: Вот здорово! Молодцы! А как же Ваня согреется?

    Марьюшка: детушки, а что можно из нитей, которые мы смотали в клубки, сделать?

    Дети: Связать варежки, носки, шапку.

    Марьюшка: Спасибо, ребятам! Вот я связала носки, а теперь начала вязать на спицах шарфик (показываю). Скоро пойдешь гулять с Ванечкой и он точно не замерзнет. Правда, ребята?

    Дети: Да!

    Марьюшка: Спасибо, вам, детушки, что пришли ко мне в гости, порадовали, потешили. Вот вам на дорожку гостинцы. У меня есть угощенье знатное: петушки леденцовые! Приходите ко мне почаще. До свидания!

     

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.