Школьная готовность ребенка в детском саду, одна из важных задач педагогов. Ведь это один из важных шагов к успешному обучению детей в школе. Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог и родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Однако делать это подобно ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе. Задачей педагога-психолога детского сада является определить наиболее важные психологические характеристики готовности ребенка к школе. Так ребята из подготовительных групп в течении двух недель проходили диагностику школьной готовности. Ребята решали логические задачки, проходили задания на память, внимание, показывая тем самым как они психологически готовы к школе.
Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность – это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе. Какие же компоненты включает в себя «Психологическая готовность к школе»?
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:
— интеллектуальную готовность;
Предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа и синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6-7 годам ребенок должен знать:
— свой адрес и название города, в котором он живет;
— название страны и ее столицы;
— имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
— времена года, их последовательность и основные признаки;
— названия месяцев, дней недели;
— основные виды деревьев и цветов.
Ему следует уметь различать диких и домашних животных, понимать, что бабушка – это мама отца или мамы. Иными словами, он должен ориентироваться во времени и пространстве, и совеем ближайшем окружении.
— мотивационную готовность;
Подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью – учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются с детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6-7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба – это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
— волевую готовность;
Предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умение длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствует изобразительная деятельности и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
— коммуникативную готовность.
Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Материал подготовила:
педагог-психолог Пивнева А.А.