Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей как дошкольного возраста, так и младшего школьного. Играя, ребёнок изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения; развивает свой словарь, обогащает его; учиться правильно произносить и различать звуки, составлять связный последовательный рассказ; овладевает мыслительными операциями, учится группировать и классифицировать предметы, сравнивать т.д.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми, с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Для логопеда дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов.
Дидактическая игра имеет две цели:
— обучающую, которую преследует взрослый;
— игровую, ради которой действует ребенок.
Дидактические игры в работе логопеда используются :
— на фронтальных занятиях;
— на индивидуальных занятиях;
— в домашних заданиях.
Эффективность дидактических игр зависит от соблюдения следующих условий:
— систематическое проведение занятий с использованием игр;
— размещение упражнений в порядке нарастающей сложности;
— подчиненность заданий выбранной теме;
— вариативность упражнений.
Существует следующая классификация дидактических речевых игр. С некоторыми из них мы вас познакомим.
1.Игры на формирование активного словаря.
— «Угадай животное по описанию»
Описание: Перед ребёнком картинки, с изображением животных. Педагог описывает животное, его отличительные признаки и повадки. Дети отгадывают и называют животное.
2.Игры для воспитания звуковой культуры
— «Веселый барабанщик».
Описание: Педагог предлагает детям стать барабанщиком. Логопед просит одного ребенка постучать по барабану, а другим посчитать, сколько раз он постучал.
3.Игры на различение неречевых звуков.
— «Угадай, на чём играю»
Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.
Описание: Логопед выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь», внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали).
— «Шумовые баночки»
Цель: упражнять в определении на слух крупы.
4.Игры на развитие и формирование фонематического восприятия
— «Цепочка слов».
Цель: упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.
Ход игры. Кладется картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д. Количество играющих: один человек и более.
— «Звуковая грядка».
Цель: развивать фонематический слух, упражнять в дифференциации
звука [м] , упражнять детей в различении основных и оттеночных
цветов.
Ход игры. Перед ребенком лежат игрушки — резиновые овощи, пособие «Овощная грядка».
Ребенку говорят: « Посади на третью линию грядки овощи , которые начинаются со звука [м]. (варианты игры – «Посади красные, круглые, горькие….овощи»)
5. Игры на образование грамматических форм слов.
— «Большой и маленький»
Цель: формирование навыка образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Описание: На стол кладутся 2 корзины с овощами (большими и маленьким). Дети должны назвать ласково овощи.
Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Материал подготовил учитель-логопед
Двойнева Елена Сергеевна