Дидактические игры в коррекционной работе учителя-логопеда

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей как дошкольного возраста, так и младшего школьного.  Играя, ребёнок  изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения; развивает свой словарь, обогащает его; учиться правильно произносить и различать звуки, составлять связный последовательный рассказ; овладевает мыслительными операциями,  учится группировать и классифицировать предметы, сравнивать т.д.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми, с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Для логопеда дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов.

Дидактическая игра имеет две цели:

— обучающую, которую преследует взрослый;

— игровую, ради которой действует ребенок.

Дидактические игры  в работе логопеда используются :

— на фронтальных занятиях;

— на индивидуальных занятиях;

— в домашних заданиях.

Эффективность дидактических игр зависит от соблюдения следующих условий:

— систематическое проведение занятий с использованием игр;

— размещение упражнений в порядке нарастающей сложности;

— подчиненность заданий выбранной теме;

— вариативность упражнений.

Существует следующая классификация дидактических речевых  игр. С некоторыми из них мы вас познакомим.

1.Игры на формирование активного словаря.

— «Угадай  животное по описанию»

Описание: Перед ребёнком картинки, с изображением животных. Педагог описывает животное, его отличительные признаки и повадки. Дети отгадывают и называют животное.

2.Игры для воспитания звуковой культуры

— «Веселый барабанщик».

Описание: Педагог предлагает детям стать барабанщиком. Логопед просит одного ребенка постучать по барабану, а другим посчитать, сколько раз он постучал.

3.Игры на различение неречевых звуков.

— «Угадай, на чём играю»

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Описание:  Логопед выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь», внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали).

— «Шумовые баночки»

Цель: упражнять в определении на слух крупы.

4.Игры на развитие и формирование фонематического восприятия

— «Цепочка слов».

Цель:  упражнять  детей  в  дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.

Ход  игры.  Кладется  картинка,  к  ней  в  виде  цепочки  прикладывается следующая,  начинающаяся именно с  того  звука,  которым  заканчивается  предыдущее слово, и т.д. Количество играющих: один человек и более.

— «Звуковая грядка».

Цель:  развивать  фонематический  слух,  упражнять  в  дифференциации

звука  [м] ,  упражнять детей  в  различении  основных  и  оттеночных

цветов.

Ход  игры.  Перед  ребенком  лежат игрушки — резиновые овощи,  пособие «Овощная грядка».

Ребенку говорят: « Посади на третью линию грядки овощи , которые начинаются со звука [м].  (варианты игры – «Посади красные, круглые, горькие….овощи»)

5. Игры на образование грамматических форм слов.

—  «Большой и маленький»

Цель: формирование навыка образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Описание:   На стол  кладутся 2 корзины с овощами (большими и маленьким). Дети должны назвать ласково овощи.

Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Материал подготовил учитель-логопед

Двойнева Елена Сергеевна