Тайны слов и букв

«Процесс обучения чтению и письму должен стать для детей ярким, захватывающим куском жизни, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. То, что ребенок обязан запомнить, должно затрагивать сокровенные уголки его сердца. Обучение грамоте надо тесно связать с рисованием, игрой и постижением красоты мира».                                        

  В. Сухомлинский.

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является   особо актуальной. Казалось бы, речь ребенка понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения в речевом развитии не беспокоят родителей, но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах, обучения чтению и письму, дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат — плохие оценки, негативное отношение к школе.

Еще одна причина актуальности этой проблемы – возросшее требование школ, к будущим первоклассникам. Одно из требований — готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным и звуко-слоговым анализом и синтезом до поступления в школу.От того, как ребёнок в дошкольном возрасте овладеет грамотой, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Учитель-логопед Двойнева Елена Сергеевна на коррекционных занятиях  с детьми старшего дошкольного возраста использует  игровые технологии.Игра представляет собой не только средство развлечения, но и значимый инструментарий в деле обучения грамоте, способный преобразить образовательный процесс в увлекательное и запоминающееся занятие. Хочется познакомить с некоторыми играми по обучению грамоте.

В игре «Найди лишнее слово»учитель-логопед закрепляет знания  детей о гласных звуках.Описание игры:Педагог произносит  слова, начинающиеся на звук «А» — арбуз, ананас, апельсин, автобус, урюк …. Затем  просит назвать лишнее слово.Затем предлагает детям самим назвать слова, где встречается звук «У» — утка, утюг, Умка, улитка, указка, удав. Далее игра аналогично продолжается с другими гласными звуками.

Игра «Закончи слово»способствует  формированию у детей умений и навыков складывать слова из отдельных слогов.

Описание игры: Педагог называет первые слоги и просит детей закончить слово. Например, «Ма ….(ма), книж….(ка), сум….(ка), пес…(ня), руч….(ка), кук….(ла), ке….(се) и др.

Игра «Зашифрованное слово»развивает  у детей  не только фонематический слух, но и звуко-слоговой анализ и синтез.

Описание игры:       Педагог предлагает детям угадать слово, которое зашифровано. Нужно  рассмотреть картинки, назвать первые звуки в каждом слове, соединить их так, чтобы получилось  слово (ЗИМА).

В ходе игры выявились следующие трудности: ребята не могут назвать изолированный  согласный звук (например, в слове заяц – вместо звука [з] произносят первый слог [за], малина – [ма] и т.д.). Приходится уточнять правильное произношение  именно согласных звуков.

Игра «Составь слово (Зима) из кубиков» помогла детям наглядно перевести звуки в буквы. Так у ребят развивается звуко-буквенныйанализ и синтез.

Буквы являются графическим символом звуков. Научиться распознавать и запоминать форму букв помогают следующие игры:

— «конструирование букв» (из различных предметов – счетные палочки, нитки, мозаика, крупа);

— зачеркивание неправильных букв;

— узнай и дорисуй букву;

— обведи букву;

— на что похожа буква.

А упражнение «Напечатай слово (Зима)» помогает детям запомнить графическое изображение букв на  письме, а также закрепить навык чтения.

Таким образом, применение игр позволяет педагогу обучать  детей грамоте весело, радостно и без принуждения.

Материал подготовила  учитель-логопед Двойнева Е.С.