Все звуки, которые мы слышим, могут быть разделены на две основные категории: речевые и неречевые.
Речевые звуки — это звуки, которые используются для образования слов и представляют собой основу языка (все звуки, которые мы с вами произносим, даже изображая предметы или животных). Речевые звуки составляют звуковую структуру слов.
Неречевые звуки — это звуки, которые не являются частью языка и не передают никакой смысловой информации (музыкальные, бытовые, звуки животных или птиц, звуки непохожие на речь человека).
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Учитель-логопед в старшей группе «Вишенка» начинает работу с различения неречевых звуков – это восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки, голосов животных, птиц и т. д. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребёнок мог догадаться о нём по ситуации, предмет этот предлагаем рассмотреть, если возможно, потрогать, взять в руки.
Кроме того, выполняем упражнения с закрытыми глазами, анализируя шумы только на слух, без опоры на зрение. Например, в игре «Волшебная ширма» спрятаны такие предметы, как колокольчик, бубен, ключи, чашка с ложкой, пакет, мятая бумага, деревянные палочки и пр.
Детям нравится быть ведущими в данной игре, закрыв звучащие предметы ширмой. Один ребенок «звучит» предметом, другие ребята – угадывают на слух какой предмет «прозвучал».
Игра очень интересная и увлекательная.

Материал подготовил учитель-логопед Двойнева Е.С.
