Одной из задач речевого развития детей в детском саду является обучение построения простых и сложных предложений. У детей возникают трудность в подборе и добавлении пропущенного предлога в предложение. Одним из разделов в программе логопеда является изучение темы «Предлоги», на котором остановлюсь более подробно.
Предлоги – это слова, которые не имеют номинативного значения, но без знания этих слов дети не смогут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью.
Работа над темой «Предлоги» осуществляется в двух направлениях:
— работа над пониманием роли предлогов в речи;
— обучение правильному употреблению предлогов в речи.
К 3-4 годам дети в основном должны правильно употреблять в самостоятельной речи все простые предлоги: у, в, на, под, с, из, к, за, по, после.
В 6-7 лет к этим предлогам добавляются: над, около, со, между, перед, через,
а также сложные предлоги: из-под, из-за.
Этапы работы над предлогами:
Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. Учитель-логопед в работе с детьми использует пособие «Занимательные часы» с графическим изображением каждого предлога (на, под, в, за, из-за и т.д.).
После того, как дети научатся различать предлоги, педагог предлагает ребятам составить предложения по сюжетной картине. Дети самостоятельно выбирают карточку с графическим изображением предлога и составляют предложения. (Зайчик катается На лыжах. Белочка стоит на стуле. И т.д. )
Таким образом, у детей формируются пространственные представления, что в свою очередь способствует формированию навыка построения предложений разных предложно-падежных конструкций.
Материал подготовила учитель-логопед
Двойнева Е.С.