Главная › Форумы › Детский сад › Методические разработки, консультации, НОД… › « Развитие познавательной активности детей, дошкольного возраста
В этой теме 0 ответов, 1 участник, последнее обновление Ирина Николаевна 4 года/лет назад.
-
АвторСообщения
-
Январь 12, 2020 в 11:17 дп #2446
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
(Китайская пословица)
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Проблема развития познавательного интереса дошкольников – одна из самых актуальных тем в дошкольном возрасте так, как направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии.
В исследовательской деятельности реализуется потребность ребенка в новых впечатлениях и в экспериментальной деятельности, которая делает процесс установления причинно-следственных связей успешнее. Процесс становления осознанно-правильного отношения к исследовательской деятельности сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его познавательной активности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать продукции, ухаживать за растениями).
Увлекательные наблюдения на прогулках, самостоятельные опыты, помогут детям в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы, совершенствовать свои навыки в исследовательской и опытнической работе, сделать свои первые выводы причинно-следственных связей и закономерностей.
Задачи познавательно — исследовательской деятельности дошкольников
— Развивать поисково – познавательную деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.
-Ввести детей в мир энергии, существующей в окружающей действительности;
— Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
— Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
— Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений.
— О физических явлениях, многообразии видов энергии, применении энергии в жизни человека и ее сбережения.
— О мире животных, растений и условиях, необходимые для их роста и развития.
— О материалах: бумага, ткань, дерево, пластмасса и т.д.
— О природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы.
В старших группах нашего детского сада познавательно — исследовательская деятельность проходит как фронтально, так и индивидуально и всегда с большим интересом и очень азартно.
С помощью бизибордов дети тесно знакомятся с разновидностями ламп и выключателей в свободной деятельности, небольшими подгруппами и индивидуально. Действуют и проговаривают свои движения по правилам безопасности и энергосбережению. Для того чтобы закрепить полученные знания предлагаем ребятам их зарисовать. Знакомим на уроках ОБЖ с безопасностью и энергосбережением. Напоминаем детям о том, что нужно всегда осторожно обращаться с электрическими приборами и что электричество нужно беречь! Самый простой и эффективный способ экономии электроэнергии – не забывать всегда выключать за собой свет там, где он не нужен: уходя из дома, не оставлять бесполезно работающими электроприборы и освещение, содержать в чистоте лампы и плафоны, окна должны быть чистыми, холодильник – закрыт и т.д.
— Знакомить с различными видами энергий (электрическая, тепловая, воздушная, водная, статистическая).
— Знакомить с различными видами тканей, сравнивать их качества и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления. Формировать понятие о ткани, как о материале, из которого человек делает разнообразную одежду.
— Рассматривать песок через микроскоп. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
— Потребность растений в воде. Уточнять представления детей о строении растений, о функциональном значении частей растения; формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.
— Рассказать об измерении времени, разновидности часов. Закрепить понятие «беречь время».
И многое другое.
Таким образом, вышеперечисленное мы применяем в своей работе.
Кроме того, для развития исследовательских навыков можно использовать некоторые идеи методики «Исследовательского обучения» В. Савенкова. Построена данная методика на игровой основе с использованием карточек-схем для руководства исследовательской работы ребенка также как в программе «Мозаика», по которой работает наш детский сад.
Важной частью исследовательской деятельности является создание условий для детского экспериментирования (исследовательская лаборатория, центр игровой деятельности и пр.)
В исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому надо стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научиться ориентироваться в ее потоке.
Исследовательская деятельность дошкольного учреждения позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Поэтому дальнейшую работу по развитию познавательной активности детей через исследовательскую деятельность считаю нужным продолжить, а также направить на развитие творческой активности, самостоятельности, инициативности не только детей, но и взрослых.
Подготовили: воспитатели :Барашкова И.Н; Бражникова Е.А
-
АвторСообщения
Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.