«Книга подобна воде, дорогу пробьет везде»

Художественная литература в жизни дошкольника играет большую и важную роль. У каждого произведения, словотворчестве есть своя цель, задача, которую решают воспитатели совместно со специалистами детского сада, родителями на протяжении всего дошкольного детства.

Встречая на пороге детского сада кроху, каждый воспитатель использует малые формы фольклора «Идет коза рогатая», «Водичка, водичка», «Кисонька — мурысонька». Придает своим словам значимости, эмоционально окрашенная речь, правильная интонация, демонстрация, показ. А провожая «на пороге» в школу ребята уже знают загадки, небылицы, пословицы, прибаутки, скороговорки, умеют сочинять сами небольшие предложения, рассказы, сказки. Совместно с воспитателем выбирают наиболее любимые понравившиеся за годы считалки, поговорки и о дружбе, и о семье, о животных и др. А Русские народные сказки, это кладезь древней мудрости. В них поднимаются извечные вопросы нравственного, семейного, бытового, государственного характера, на каждый из которых в результате даётся однозначный ответ: так поступать – хорошо, а так – плохо.  В сказках самосознание людей пыталось максимально выразить себя: они вкладывали в истории наиболее характерные элементы своей культуры, традиций, нравов, чтобы передать этот опыт подрастающему поколению, нуждающемуся в жизненном ориентире. Художественный язык сказок очень разнообразен и насыщен, состоит из большого или малого количества диалогов. Произведения обладают динамичным или нет действием, которое выступает двигателем развивающегося сюжета. Композиция обычно представляет собой повторение одного и того же акта и в целом несложна. Образы всегда запоминающиеся, причём каждый из них соотносится с определённой стороной: добром или злом.  Дошкольники всегда оценивают сюжет и персонажей сказок. Всегда будет замечен и узнан злой волк «Козлятки и волк», хитрая лиса «Лисичка со скалочкой», проворная мышка «Колобок», «Теремок» и др. В сказках чаще воспевается умение признавать свои ошибки, ответственность, храбрость. Так дети учатся совершать правильные поступки, действия, не говорить грубо, запоминать природные явления, времена года, быт и др. В театрализованной деятельности дети учатся проживать «сказку», «оживлять» персонажей. И в детском саду скажем честно – не бывает скучно никогда. На протяжении всего дошкольного детства дети демонстрировали свое умение читать небольшие строчки, стихи, отрывки, небольшие сказки наизусть. Это те самые трогательные моменты, когда еще немного стесняясь, ребенок громко читает стих и доводит маму, бабушку, папу, нас до искренних слез счастья и радости. Ведь все получилось. Тем самым дети уже знакомы с творчеством А.С. Пушкина «У лукоморья…», «Уж небо осенью дышало…»; Е.А. Благининкой «Посидим в тишине», «Кто пришел?»; С.А. Есенина «Поет зима,  аукает» «Нивы сжаты, рощи голы»; В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». Остался последний Выпускной бал, когда дети будут демонстрировать свои навыки, умения и знания, которые получали на протяжении всего посещения нашего детского сада «Ягодка». И нас встречает букварь, школа, портфель, ПЕРВЫЙ КЛАСС.

Материал подготовили воспитатели:

Зейферт И.П.,  Москвина Т.В., Котова И.Г.