«Процесс обучения чтению и письму должен стать для детей ярким, захватывающим куском жизни, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. То, что ребенок обязан запомнить, должно затрагивать сокровенные уголки его сердца. Обучение грамоте надо тесно связать с рисованием, игрой и постижением красоты мира».
В. Сухомлинский.
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Казалось бы, речь ребенка понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения в речевом развитии не беспокоят родителей, но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах, обучения чтению и письму, дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат — плохие оценки, негативное отношение к школе.
Еще одна причина актуальности этой проблемы – возросшее требование школ, к будущим первоклассникам. Одно из требований — готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным и звуко-слоговым анализом и синтезом до поступления в школу.От того, как ребёнок в дошкольном возрасте овладеет грамотой, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Учитель-логопед Двойнева Елена Сергеевна на коррекционных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста использует игровые технологии.Игра представляет собой не только средство развлечения, но и значимый инструментарий в деле обучения грамоте, способный преобразить образовательный процесс в увлекательное и запоминающееся занятие. Хочется познакомить с некоторыми играми по обучению грамоте.
В игре «Найди лишнее слово»учитель-логопед закрепляет знания детей о гласных звуках.Описание игры:Педагог произносит слова, начинающиеся на звук «А» — арбуз, ананас, апельсин, автобус, урюк …. Затем просит назвать лишнее слово.Затем предлагает детям самим назвать слова, где встречается звук «У» — утка, утюг, Умка, улитка, указка, удав. Далее игра аналогично продолжается с другими гласными звуками.
Игра «Закончи слово»способствует формированию у детей умений и навыков складывать слова из отдельных слогов.
Описание игры: Педагог называет первые слоги и просит детей закончить слово. Например, «Ма ….(ма), книж….(ка), сум….(ка), пес…(ня), руч….(ка), кук….(ла), ке….(се) и др.
Игра «Зашифрованное слово»развивает у детей не только фонематический слух, но и звуко-слоговой анализ и синтез.
Описание игры: Педагог предлагает детям угадать слово, которое зашифровано. Нужно рассмотреть картинки, назвать первые звуки в каждом слове, соединить их так, чтобы получилось слово (ЗИМА).
В ходе игры выявились следующие трудности: ребята не могут назвать изолированный согласный звук (например, в слове заяц – вместо звука [з] произносят первый слог [за], малина – [ма] и т.д.). Приходится уточнять правильное произношение именно согласных звуков.
Игра «Составь слово (Зима) из кубиков» помогла детям наглядно перевести звуки в буквы. Так у ребят развивается звуко-буквенныйанализ и синтез.
Буквы являются графическим символом звуков. Научиться распознавать и запоминать форму букв помогают следующие игры:
— «конструирование букв» (из различных предметов – счетные палочки, нитки, мозаика, крупа);
— зачеркивание неправильных букв;
— узнай и дорисуй букву;
— обведи букву;
— на что похожа буква.
А упражнение «Напечатай слово (Зима)» помогает детям запомнить графическое изображение букв на письме, а также закрепить навык чтения.
Таким образом, применение игр позволяет педагогу обучать детей грамоте весело, радостно и без принуждения.
Материал подготовила учитель-логопед Двойнева Е.С.