Подготовка детей к обучению чтению в детском саду

Главная Форумы Детский сад Родители и детский сад Подготовка детей к обучению чтению в детском саду

В этой теме 6 ответов, 3 участника, последнее обновление  Valentina 2 года/лет, 9 мес. назад.

Просмотр 7 сообщений - с 1 по 7 (из 7 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #1330

    Valentina
    Участник

    В методике обучения дошкольников грамоте значительное место занимают игры. С их помощью формируется способ интонационного выделения звуков в слове, создается ориентировка в звуковой структуре слова. Есть игры, которые помогают детям активизировать словарь, совершенствовать звуковую структуру речи, развивать связную речь, знакомиться с окружающим. Проводим их с учетом постепенного усложнения содержания. Одна из первых задач обучения грамоте это формирование звукового анализа слов. На этом этапе учим детей обследовать звуковую структуру слова, различать по качественному звучанию звуки анализируемых слов и усваивать правила написания гласных букв. В решении этой задачи немаловажная роль отводится играм. Например, игра «Назови слова с заданным звуком». В этой игре воспитатель предлагает назвать слова со звуком «т». Дети называют слова, и за правильно названный звук детям вручается фишка. Игра проводится с разными звуками, и в конце тот ребенок, у которого будет наибольшее количество фишек, становится победителем. Процесс называния слов с заданным звуком не является стихийным. Здесь нужно сознательно управлять активным и пассивным словарем ребенка.

    С целью закрепления правил написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков проводится игра «Найди свой домик» и «Кто внимательный».

    Игра «Найди свой домик». Выбираются 2 ведущих. Одному дается фишка синего цвета (твердый согласный звук), другому — зеленого цвета (мягкий согласный звук). Остальным детям раздаются гласные буквы. Чтобы войти в «домик» синего цвета надо вспомнить, после какого согласного звука пишется гласная буква, которую вы держите, и войти в свой «домик». Каждый ведущий пропускает в «домик» только те гласные, которые пишутся после соответствующего согласного звука. Соответственно, в зеленый «домик» могут войти дети, у которых буквы «я», «ю», «е», «ё», «и», а в синий — «а», «о», «у», «ы», «э».

    Интересно проводить игру «Назовите слова по заданной модели», игра-загадка. Выложите модель слова и предлагайте детям его отгадать. Оно состоит, например, из таких звуков: первый звук — мягкий согласный, второй — гласный, третий — твердый согласный, а последний снова гласный. Дети называют слова по заданной модели.

    Нужно помнить, что дети, в силу своих возрастных возможностей и особенностей, могут допускать ошибки. Их нельзя оставлять без внимания.

    #1342

    Котова Ирина
    Участник

    Уважаемая Валентина Николаевна, подскажите пожалуйста как определить готовность ребенка к школе?

    #1385

    Valentina
    Участник

    Проверьте, умеет ли Ваш ребенок:

    Заниматься одним делом (не только интересным) в течении 20-30 минут;

    Понимать и выполнять простейшие задания, которые дает взрослый (например, нарисовать мужчину, а не просто человека);

    Действовать точно по образцу (нарисовать картинку по образцу);

    Действовать в заданном темпе, без ошибок на протяжении 4-5 минут (например, рисовать простой геометрический узор в тетради в клетку под диктовку взрослого: «кружок-квадрат-кружок-квадрат»);

    Хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, не путать «над», «под», «вверх», «направо» и «налево» (например, рисовать узор по клеточкам «три клеточки направо, три клеточки вверх, три влево, одна вниз» и т.д.);

    Запоминать короткие стишки;

    Ориентироваться в понятиях «больше-меньше», «раньше-позже», «сначала-потом», «одинаковое-разное»;

    Знать гласные и согласные буквы, делать звуковой анализ, читать по слогам.

    Важно проверить, не стесняется ли Ваш ребенок посторонних, способен ли контактировать с ними, в состоянии ли он соблюдать правила в игре, следить за соблюдением их другими участниками.

    Если у ребенка не сформирована произвольность поведения, он не умеет сам справиться со своими желаниями, плохо ориентируется в понятиях «нельзя», «надо», «можно, если..» и т.п. – ему будет очень трудно в школе

    #1413

    Elena S
    Участник

    Здравствуйте, Валентина Николаевна!

    Ответьте, пожалуйста, какие игры можно проводить с детьми 4-5 лет при подготовке к обучению чтению?

    #1422

    Valentina
    Участник

    Для 4-летних детей речь из средства общения превращается в объект познания. Дети учатся правильно понимать и употреблять термины: слово, звучит, звук, вслушиваться в звучание слов. Для обучения детей можно использовать разнообразный наглядный материал (картинки, игрушки, предметы), который помогает сконцентрировать внимание на словах-названиях предметов, поддерживать интерес к звучанию слова. Можно обращаться к сказкам, стихам, загадкам, с помощью которых дети знакомятся со звуками речи, звуками окружающей среды.

    Значение термина «слово» раскрывается при помощи различных примеров, закрепляется в упражнениях, дидактических играх. При знакомстве со ловом можно использовать дидактическую игру «Детский мир». Малышам можно представить, что они приехали в магазин «Детский мир», где продаются игрушки, одежда, обувь. Можно спросить: «Что бы вы хотели купить в этом большом магазине?». Дети называют разные предметы, за каждое слово участник получает фишку.

    Соотнести слово с предметом помогает игра «Кто внимательней?». Например, взрослый называет слово «медведь», а ребенок, если у него эта игрушка, показывает как рычит медведь или как он ходит.

    После знакомства со словом дети узнают, что слова состоят из звуков и звучат по-разному. Звуки в словах произносятся в определенной последовательности, слова бывают длинные и короткие. Игра «Что звучит вокруг нас» помогает четырехлеткам понять, что слова звучат, что они состоят из звуков. Нужно спрятать за небольшую ширму колокольчик, барабан, деревянную ложку и предложить детям угадать, что ведущий делает (стучит в барабан, звенит в колокольчик и т.д.).

    Игра «Подбери похожие слова» происходит так: нужно бросать мяч ребенку и называть какое-либо слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет похожее по звучанию слово (жук-паук, галка-палка и т.д.).

    Определять длинные и короткие слова помогают дидактические игры и упражнения, например, игра «Какие предметы находятся в комнате». Дети находят сразу 2 предмета – название одного должно быть длинным, название другого – коротким.

    #2000

    Котова Ирина
    Участник

    Добрый день Валентина Николаевна, разрешите спросить совета: Что должен знать ребенок в конце года в младшей группе по математике?

    Заранее спасибо за ответ.

    #2106

    Valentina
    Участник

    Добрый день! В конце года ребенок 4-х лет должен уметь сравнивать количество предметов, различать, где 1 предмет, а где много, называть числительные по порядку, относить последние числительные ко всей перечитанной группе предметов, решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации, знать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.

    Сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине. Использовать в речи результаты сравнения (большой, поменьше, маленький, высокий, пониже, низкий и т.д.).

    Различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь. Различать и правильно называть времена года.

    Различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо.

    Обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу. Двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперед, назад.

    Решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий на анализ и синтез

Просмотр 7 сообщений - с 1 по 7 (из 7 всего)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.