“Использование принципов адаптивной физкультуры в работе с детьми с ОВЗ”
Содержание коррекционной работы, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы детского сада, их социальной адаптации. На основе статистических данных дети с ограниченными возможностями здоровья менее физически подготовлены, чем дети с нормальным темпом развития. Это вызывает определенные трудности в овладении детьми, как учебного материала, так и развитию памяти, мышления, внимания и других высших психических функций и физических качеств. Актуальность работы по применению коррекционно-оздоровительной и адаптивной физкультуры вызвано тем, что наш детский сад посещают детей с ограниченными возможностями здоровья. Большинство детей с ОВЗ нуждаются в индивидуальной работе.
Для построения процесса физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо быть осведомленным о состоянии здоровья дошкольника, его физических, психических и личностных,индивидуальных особенностях.
Роль физинструктора состоит в организации процесса физического воспитания, укреплении здоровья ребенка дошкольного возраста и воспитании ценностного отношения к здоровью.
Средствами адаптивной физической культуры являются физические упражнения, природные и гигиенические факторы. Главную роль занимают физические упражнения, благодаря которым инструктор по физической культуре производит направленное воздействие на ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, решает вместе с ним развивающие, коррекционные, воспитательные, оздоровительные и профилактические задачи.
В следствие многоповторного выполнения упражнений ребёнок улучшает свою физическую форму, совершенствует движения и развивает новые двигательные возможности.
Занятия с детьми с ОВЗ предусматривают широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных. Выбор методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогами в каждом конкретном случае. Тесная взаимосвязь педагогов, специалистов, родителей способствует улучшению физического развития детей. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в оздоровительной работе. При комплексном воздействии всех специалистов и педагогов происходит развитие физической активности, существенно повышается результативность коррекции психических, речевых и двигательных нарушений, встречающихся у детей с ОВЗ.
Занятия по физической культуре строятся с учётом индивидуальной особенности каждого ребёнка и проходят в форме круговой тренировки, в структуру которой входят разминка, общеразвивающие упражнения с элементами перевоплощения, музыкально-ритмические упражнения, упражнения на развитие мелких мышц рук, работа на тренажерах, с фитболами, самомассажи, с массажерами, коррекции осанки, музыкально-подвижные игры, релаксационные упражнения, для каждого ребенка подбирается специальный комплекс упражнений, дозировка физической нагрузки. От занятий не освобождается ни один ребёнок и каждый получает нагрузку, соответствующую его состоянию здоровья.
Выделяют эффективный способ проведения занятий физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья, который развивает координацию, волевую и психическую составляющую характера ученика, это игра.
При выборе игр необходимо учитывать индивидуальные физические особенности, двигательные возможности, а также возраст. Доказано, что игровой процесс является не только развлечением, но и способом повышения телесно-двигательной активности, развития умственной деятельности и выражения эмоций.
Опыт работы с особыми детьми, показывает, что при систематической работе по физическому воспитанию с включением системы коррекционно — восстановительных мероприятий можно добиться существенных результатов уже на ранних этапах обучения.
Таким образом, благодаря организации постоянных занятий адаптивной физической культурой заметно улучшается психофизиологическое состояние детей с ограниченными возможностями здоровья, а также, что не менее важно происходит приобщение дошкольников к необходимым им физическим упражнениям и способностью управлять своим психофизиологическим состоянием.