«Электронный образовательный маршрут для организации совместной деятельности дошкольников с родителями в сети интернет:
«Полезная невидимка, или энергия вокруг нас»»
Цель: формирование элементарных представлений о различных видах энергии в доступной для детей форме, использование информационно-коммуникативных технологий совместно с родителями в повседневной жизни.
Мы предлагаем с помощью образовательного маршрута познакомиться с таким видом деятельности как познавательное развитие.
Детям дошкольного возраста интересно постигать реальные связи, существующие между явлениями и объектами окружающего мира. Знания в этой области помогают им ориентироваться в мире неживой природы. Ярким представителем мира неживой природы издавна является энергия. Энергия — это тот дар, который природа давно преподнесла человечеству.
Что такое энергия?
Это способность выполнить работу: рисовать
Это совершить действие: поточить карандаш
Это движение: поднять руку
Это осуществить превращение: дрова сгорели остался пепел, воду пролили и вытерли
Используя природную наблюдательность, человек сумел разные виды энергии: воздушную, механическую, водную, тепловую, электрическую, световую, звуковую поставить себе на службу.
Дошкольники способны правильно понимать причины физических явлений, когда эти явления непосредственно связаны с опытом детей. При этом важно не только ознакомление с физическими явлениями, но и подведение ребёнка к пониманию законов природы. У него создается еще неосознанное, но твердое убеждение в том, что окружающие явления вызваны определенными причинами, он ищет эти причины, ну самостоятельно не может найти, что объясняется сложностью наблюдаемого явления.
В мире техники различают несколько видов энергии
Шаг 1 Механическая энергия
Энергия связана с движением различных тел, предметов, машин, механизмов и частей. Проявления механической энергии мы видим на каждом шаге: когда мы поворачиваем голову, танцуем, садимся, закрываем дверь, лепим из пластилина.
Совместно с детьми предлагаем собрать пазл «Конная повозка», тем самым пояснить законы проявления механической энергии.
https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=3c31fc82c17e
Механическая энергия — это способность человека или механизмов выполнить какую-то работу.
Шаг 2 Водная энергия
Энергия — это способность воды совершать какое-то действие. По реке плывут плот, бревно, льдина, бумажный кораблик, листочки: их заставляют плыть вода.
Совместно с детьми предлагаем собрать пазл «Кораблик плывущий по воде», тем самым пояснить законы проявления водной энергии.
https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=076b8d35f802
Шаг 3 Воздушная энергия
У воздуха тоже есть запас энергии. Ветер раздувает паруса на корабле: корабль плывет ветер вращает лопасти ветряной мельницы, ветер приводит в движение ветерки.
Совместно с детьми предлагаем просмотр видео презентации «Как пылесос собирает мусор?». Это увлекательное путешествие «Симки», понравится каждому ребенку.
Шаг 4 Тепловая энергия
Тепловую энергию мы ощущаем, оказавшись под горячим летним солнцем или греясь у костра.
Совместно с детьми предлагаем просмотр видео презентации «Железная дорога». Это познавательный рассказ об истории «от Паровоза до Электропоездов», понравится каждому ребенку.
Шаг 5 Электрическая энергия
Электрическая энергия всем нам знакома, но она скрыта от глаз. К источникам электрической энергии — электрическим приборам — нельзя прикасаться. Это опасно. Электрический ток заставляет работать необходимую нам технику, а именно телевизор, фен, чайник.
Совместно с детьми предлагаем просмотр видео презентации «Видеосвязь придумали любопытные». Каждый взрослый найдет ответы на многие детские вопросы «Что? Как? Почему?», понравится каждому ребенку.
Шаг 6 Световая энергия
Световую энергию хорошо чувствуют люди, ощущают растения, животные. Подсолнухи поворачивают свои головки к солнышку, кошка любит нежиться в лучах солнца. Свет может быть не только природными, но и искусственным. Электрическая люстра хорошо освещает комнату в ночное время.
Совместно с детьми предлагаем просмотр видео презентации «Как работает маяк?». Каждый взрослый и ребенок познакомятся с историей фонаря из прошлого, понравится каждому ребенку.
Шаг 7 Звуковая энергия
Звуковая энергия всем нам знакома. Мы слышим вокруг себя звуки. Звук рождается, когда мы открываем рот и говорим слово, когда энергично машем флажком. От этих действий воздух приходит в движение начинает сжиматься и расширяться. В воздухе образуется волна. Благодаря энергии волны звук достигает наших ушей.
Совместно с детьми предлагаем просмотр видео презентации «Как устроены наушники и микрофон?». Каждый ребенок будет знать: что в микрофон — говорят, а через наушники – слушают.
В ходе познавательной деятельности ознакомления с различными видами энергии, у ребенка формируются систематизированные знания. Которые, являются универсальным средством развития различных сторон его мыслительной деятельности. Прежде полученные знания ребёнок использует для более глубокого понимания вновь формируемых знаний; начинает улавливать связи, которые существуют между объектами окружающей действительности. У ребенка формируется общая стратегия познавательной деятельности. От вычленения предмета, как отдельного целостного образования, он переходит к обозрению системой предметов и далее к анализу свойств этого предмета в системе функциональных связей с другими предметами.
Наблюдения за явлениями и объектами неживой природы побуждают к постижению их свойств, простейшему экспериментированию, вызывают напряженную деятельность ума. При отсутствии у ребёнка представлений об объектах и явлениях неживой природы или их недостаточности у него формируется неадекватное восприятие окружающего мира. И это тормозит развитие мыслительных процессов, памяти, неблагоприятно сказывается на расширение активного словаря, развитие речи, на общем развитии детей.