Инклюзивное образование

Особенности организации образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

В 2024-2025 учебном году в детском саду «Ягодка» ГБОУ СОШ № 11 г. Кинеля функционирует 3 группы комбинированной  направленности, в которых осуществляется совместное образование нормо-типичных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):

— Средняя группа «Вишенка», (от 4-х до 5-х лет);

— Старшая группа «Клубничка» (от 5-х до 6 лет);

— Подготовительная к школе  группа «Смородинка» (от 6-ти до 7 лет).

Обучение детей в группах комбинированной направленности проводится по «Основной общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольного образования структурного подразделения детского сада «Ягодка» ГБОУ СОШ №11 г. Кинеля г.о. Кинель Самарской области».

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в комбинированной группе определяются адаптированной образовательной программой дошкольного образования, а для детей – инвалидов так же в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка — инвалида.

Условия для получения образования детьми с ОВЗ определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.

В текущем учебном году в работе с детьми с ОВЗ воспитатели и специалисты используют:

«Адаптированную образовательную программу дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи структурного подразделения детского сада «Ягодка» ГБОУ СОШ №11 г. Кинеля г.о. Кинель Самарской области»;

«Адаптированную образовательную программу дошкольного образования для детей с задержкой психического развития структурного подразделения детского сада «Ягодка» ГБОУ СОШ №11 г. Кинеля г.о. Кинель Самарской области»;

«Адаптированную образовательную программу дошкольного образования для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) структурного подразделения детского сада «Ягодка» ГБОУ СОШ №11 г. Кинеля г.о. Кинель Самарской области».

Причем на каждого ребенка с ОВЗ разрабатывается программа коррекционной работы и составляется индивидуальный образовательный маршрут.

В комбинированных группах коррекционная работа и (или) инклюзивное образование  направлено на:

— обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы;

— освоение детьми с ОВЗ образовательной программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Образовательную деятельность (занятия)  с детьми по образовательной программе дошкольного образования проводят воспитатели в соответствии с календарно-учебным графиком для каждой возрастной группы: коммуникативная деятельность (развитие речи и обучение грамоте), восприятие художественной литературы и фольклора, познавательно-исследовательская деятельность (формирование элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром и экология, народная культура, ОБЖ), конструирование, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). На занятиях и в режимных моментах с детьми они проводят  артикуляционную, пальчиковую гимнастику, динамические паузы, автоматизацию и дифференциацию звуков, этюды, игры на развитие эмоционально-волевой сферы и высших психических функций и др.

В комбинированной группе работают такие специалисты, как музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Коррекционно – развивающие занятия с детьми с ОВЗ проводятся специалистами : учителями -логопедами, педагогом – психологом  в соответствии с Циклограммой и индивидуальным образовательным маршрутом.

Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре  по рекомендациям учителя-логопеда и педагога-психолога проводят индивидуальную работу с детьми с ОВЗ, направленную на закрепление пройденного материала.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ОВЗ, осваивающих образовательную программу в группах комбинированной направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями) учитывает особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

Образовательная деятельность по основной общеразвивающей программе дошкольного образования проводится воспитателями очно в форме фронтальных занятий и индивидуальной работы с детьми, а коррекционно-развивающая работа с  детьми с ОВЗ проводится очно в форме индивидуальных и подгрупповых занятий.

Подгруппы формируются с учетом выраженности нарушений в развитии и возраста воспитанников. Продолжительность  занятий  соответствует требованиям СанПиН.

Допускается включение подгрупповых и  индивидуальных   занятий в календарно –учебный график .

Длительность  коррекционно-развивающей  работы с воспитанником с ОВЗ определяется в зависимости от особенностей развития и специфических образовательных потребностей каждой категории детей, степени выраженности и сложности структуры нарушения в развитии, продвижения ребенка в процессе обучения.

Педагогами детского сада проводится  консультирование  родителей с целью оказания комплексной психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья по утвержденному  графику  на учебный год.

Детский сад так же может осуществлять образовательную деятельность вне организации – в форме семейного образования.

Образовательная деятельность с детьми с ОВЗ по адаптированной программе дошкольного образования, а так же логопедическая помощь воспитанникам детского сада «Ягодка»  проводится  с согласия родителя (законного представителя).

Модель инклюзивного образования в детском саду «Ягодка»

ГБОУ СОШ № 11 г. Кинеля

Вы можете ознакомится с презентацией «Доступная среда для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» 

[gview file=»http://detsad-yagodka.minobr63.ru/wp-content/uploads/2021/04/Доступная-среда-для-детей-с-ОВЗ.pptx»]

Локальные нормативные акты, обеспечивающие организацию образовательной деятельности с детьми ОВЗ

Положение о структурном подразделении, реализующем образовательные программы дошкольного образования ГБОУ СОШ № 11 г. Кинеля

Положение о группе комбинированной направленности  структурного подразделения д/с “Ягодка” ГБОУ СОШ № 11 г. Кинеля

Положение о разработке и реализации основной общеобразовательной программы– образовательной программы дошкольного образования структурного подразделения детского сада “Ягодка” ГБОУ СОШ № 11 г. Кинеля

Положение  о разработке и реализации адаптированной образовательной программы  дошкольного образования  структурного подразделения  детского сада “Ягодка” ГБОУ СОШ № 11 г. Кинеля

Положение о порядке реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида в структурном подразделении детского сада “Ягодка” ГБОУ СОШ № 11 г. Кинеля

Положение о психолого-педагогическом консилиуме структурного подразделения детского сада “Ягодка” ГБОУ СОШ № 11 г. Кинел

Положение об оказании логопедической помощи воспитанникам структурного подразделения детского сада “Ягодка” ГБОУ СОШ № 11 г. Кинеля

Положение о рабочей программе педагогов структурного  подразделения детского сада “Ягодка” ГБОУ СОШ № 11 г. Кинеля

Положение о режиме занятий с воспитанниками в структурном подразделении детском саду «Ягодка» ГБОУ СОШ № 11 г. Кинеля

Электронные образовательные порталы и ресурсы

  1. Информационно-коммуникационные технологии в образованииhttp://www.ict.edu.ru/
  2. Российский портал открытого образованияhttp://www.openet.edu.ru/
  3. Федеральный портал по научной и инновационной деятельностиhttp://sci-innov.ru/
  4. Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru/catalog/resources?p_rubr=2.2.77
  5. Единое окно доступа к образовательным ресурсамhttp://window.edu.ru
  6. Министерство образования и науки Самарской области http://www.educat.samregion.ru/
  7. Министерство образования и науки РФ http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/
  8. «Обруч» иллюстрированнный научно-популярный журнал, для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей http://www.obruch.ru/
  9. Издательский дом «Воспитание дошкольника» (журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Музыкальный руководитель», «Здоровье дошкольника»http://dovosp.ru/
  10. Детский портал «Солнышко»http://www.solnet.ee/
  11. «Управление дошкольным образовательным учреждением» журнал для руководителей и методистов ДОУhttp://www.udou.ru/
  12. Объединенная издательская группа «Дрофа — Ветана» https://drofa-ventana.ru
  13. Издательство «Русское слово» http://русское-слово.рф
  14. Компания «Светоч»  http://www.sveto.ru
  15. Детские электронные пособия и клипы http://viki.rdf.ru/
  16. Сайт «Детсад» (папки-передвижки, методические наработки, наглядный материал, сценарии, аудиосказки и т.д.)http://detsad-kitty.ru/
  17. Сайт для детей и взрослых «Чудесенка« Детские песни(минусовки)   http://ru/
  18. Детский развивающий портал   http://ru/
  19. Детский портал «СОЛНЫШКО» http://solnet.ee

Тексты сказок разных народов и писателей-сказочников, а также стихи и рассказы для детей.

  1. «Лукошко сказок» — сказки для детей http://www.lukoshko.net/

Детские стихотворения и песни, посвященные различным праздникам, животным, временам года:

  1. «Лель» — стихи и песни для детей http://lel.khv.ru/
  2. «Сказочная страна» — коллекция сказок народов мира http://skazki.org.ru/

Возможность скачать тексты произведений детской литературы.

  1. «Библиотека для детей» — электронная библиотека http://www.deti-book.info/

Авторские и народные сказки, загадки, детские стихи и рассказы, биографии писателей, пословицы и поговорки, считалки, раскраски:

  1. «В гостях у Василисы» — сказки для детей http://www.deti-lit.ru/
  2. «Detskiy-mir» — детский портал http://www.detskiy-mir.net/
  3. «Твиди.ру» — детский развлекательный портал http://www.tvidi.ru/ch/Main/
  4. Памятка о мерах по организации ознакомления обучающихся с ОВЗ с правилами поведения в ситуации оповещения об опасности и порядке действий педагогического работника